Twelfth Night
Twelfth Night была одной из первых групп, стоявшей у истоков создания Нео-прога. Однако, она известна намного меньше среди любителей жанра, уступая пальма первенства Marillion, IQ. Это вполне понятно, поскольку группа не имела такой яркой, плодотворной и продолжительной карьеры. Однако, программный для Нео альбом Twelfth Night "Fact and Fiction" в свое время имел большой успех и в какой-то мере повлиял на дебютные работы вышеуказанных групп, служил для них своеобразным ориентиром. Сейчас, творчество группы не вызывает особо больших эмоций. Особенно, если его сравнивать с шедеврами жанра, но все историческое значение первых работ музыкантов не вызывает никаких сомнений.
История группы начинается еще в
феврале 1978 г.,
когда гитарист Энди Ревелл (Andy Revell) и барабанщик Браян Девойл выиграли
музыкальный конкурс в Редингском университете. В выступлениях им помогал
художник Джефф Манн (Geoff Mann), делавший декорации. После этого музыканты дали несколько концертов. Группа называлась тогда "Andy Revell Band", однако вскоре,
очевидно под влиянием пьесы Шекспира, поменяла свое название на Twelfth Night. В марте 1979 г. ребята записали первое так называемое Skan demo, а затем дали концерт в Рэдингском университете. Тут
впервые в роли вокалиста выступил Джефф Манн. После нескольких небольших
концертов ребята отправились в дом родителей Манна в
Манчестер, где начали интенсивно
репетировать. Однако, вскоре Джефф
охладел к музыкальному творчеству. Он решил больше внимания уделить
художественному искусству, поэтому в 1980 г. Twelfth Night выступала как исключительно инструментальная группа, дававшая время от времени концерты в
небольших залах.
Первые записанные группой композиции начали распространяться среди публики в январе 1980 г. на кассетах, имевших название "The First Tape Album". Их неплохо оценила музыкальная пресса, а в газете "Musicians Only" это демо было названо лучшим демо недели. Вслед за этим через объявление в "Melody Maker" в группу был принят американский певец Электра Маклеод (Electra MacLeod). С ним группа записала вторую кассету, сейчас известную как "The Electra Tapes and Early Material". Однако, эта работа была встречена публикой прохладно и вокалист вскоре ушел. Несмотря на это, с его участием вышел сингл "The First 7" Album" (TN001).
В феврале 1981 г. Twelfth Night выпустили концертный инструментальный альбом " Live at the Target", который записали буквально за два дня, после чего дали ряд концертов, в том числе в знаменитом Marquee Club, London. Большим успехом для музыкантов было то, что этот альбом принялся "раскручивать" Pinnacle Records, вследствие чего о группе заговорили. Композиции коллектива стали попадать в музыкальные чарты. Однако, опять возник вопрос в о поиске вокалиста. В конце концов, в группу вернулся Манн, который дебютировал на музыкальном фестивале в августе 1981 г. Его необычная манера пения вызывыла интерес у зрителей. Музыканты засели в студию, записали несколько вещей, которые появились на мини-альбоме "Smiling at Grief" (1981 г.). Тут было несколько и несколько старих, еще неизданных вещей. К этому времени "Live At The Target" уже имел большой успех в США и Европе.
Большую часть 1982 г. группа записывала свой альбом "Fact and Fiction". Кроме того, в этом году музыкантов впервые показали на британском телевидении. После этого были записаны некоторые синглы, а затем в 1983 г. начался концертный тур в поддержку этого альбома. В это время был создан новый эпик "The Collector", который тоже хорошо был встречен публикой на концертах. Однако, на гребне успеха в ноябре 1983 г. Манн ушел из группы и начал сольную карьеру. Последние его концерты были записаны и изданы под названием "Live and Let Live". Новым вокалистом стал Энди Сиерс (Andy Sears).
В 1984 г. группа провела ряд концертов, включая совместный с Pallas в Hammersmith Odeon. Часть ее выступлений были записаны для видео "Live From London". Большим успехом для группы был большой концерт в июле 1984 г. в Лондоне. Его посетили около 1500 фанов. Ансамль вскоре начал работать над своим следующим студийным альбомом. Этот одноименный альбом имел неплохой коммерческий успех, но стал настоящим разочарованием для проггеров. Песни очень отдаленно напоминают композиции раннего периода, не имеют никакого отношения к прогрессиву, больше похожи на творчество Duran Duran и подобных ансамблей, популярных в то мрачное для прога время. Не случайно, что вскоре после выпуска этого альбома Энди Сиерс ушел из группы. В первую очередь, из-за того, что записываюшая музыкантов кампания Virgin не имела никакого представления о перспективах Twelfth Night и пыталась превратить их в "служителей" синти-попа! Вскоре ушел и басист Клайв Миттен. Контракт с Virgin был расторгнут.
Коллектив еще дал несколько концертов, в частности выступил на совместном концерте с Джеф Манном, после чего тихо распался. Правда, уже в 1988 г. участники группы обсуждали судьбу еще неизданной композиции "The Collector". В конце-концов "Двенадцатая ночь" собралась в своем оригинальном составе (Revell, Devoil, Mitten, Mann и Battersby) и записала эту вещь. В начале 1991 г. вышла компиляция "Collector's Item". Однако, надежды на воссоздание деятельности формации отпали после смерти Джеффа Манна от рака в 1993 г.
Энди Сиерс уехал в Испанию, где принимал участие в разных музыкальных проектах. В частности, в 2006 г. он помогал записывать альбом испанских проггеров Galadriel "Calibrated Collision Course", который, правда, появился в продаже только в 2008 г.
В июне 2007 г. неожиданно Клайв Миттен и Энди Сиерс сделали объявление, что они будут играть материал Twelfth Night. Энди Ревел и Брайан Девойл тоже присоединились к этому составу. Группу пригласили на фестиваль в Барселону, где они выступили в 2008 г. Вскоре, состоялось несколько концертов в Англии. На одном из них присутствовал сын Джеффа Манна Джеймс, который даже спел вместе с Энди Сиерсом песню "Love Song". В мае 2010 г. группа была среди хэд-лайнеров Progeny Festival. Кроме того, ветеранов Нео-прога пригласили на прог-фестиваль в Loreley, где вместе с Marillion они выступали в роли главных звезд. Несмотря, на сложные технические проблемы во время их выступления, музыкантов публика приняла тепло. В ноябре 2010 г. вышел новый двойной концертный DVD и CD, где есть и новый материал.
Дискография:
* Live at the Target: February 1981, re-released on CD in 2004 with 3 bonus tracks
* Fact and Fiction: December 1982, re-released on CD in 2002 with 7 bonus tracks
* Live and Let Live: January 1984, re-released on CD in 1996 with 3 bonus tracks
* Art and Illusion: October 1984, re-released on CD in 2003 with 7 bonus tracks;
re-released again on CD in 2010 with 12 bonus tracks
* Twelfth Night: July 1986, re-released on CD in 2005 with 6 bonus tracks