Tangerine Dream
Добавил Novalis 20.05.2013 в 15:38
Tangerine Dream принадлежат к послевоенному поколению, которое должно было ответить на многие вопросы: Как достичь солидарности с контркультурой 60-х годов, если не разговаривать на ее обычном языке - рок-н-ролле? Как найти музыкальное выражение того, что отвечает музыкальному наследию рожденного в XX веке? Какую музыку можно создавать в Западном Берлине, в городе со следами второй мировой войны, в городе, отгороженном от социально чуждого ему мира высокой каменной стеной? "Многие люди думают, что мы - техники и любим технологию, - объясняет основатель Tangerine Dream, клавишник и гитарист Эдгар Фрезе (Edgar Froese). - Мы не техники. Мы опираемся на то, что имеем, а это - классическая музыка и развивающаяся технология. Мы ничего не сделали, кроме соединения новой технологии с корнями классической музыки".
Фрезе родился в 1944-м году и раньше исполнял резкий гитарный рок в группах типа «The Ones». Во второй половине 60-х годов Западный Берлин был парником творчества с бесчисленными группами, вроде «Ash Ra Tempel», «Agitation Free», «Psi Free» или «Cluster» - все они находились под сильным влиянием рока Западного побережья. "Во всей Германии у нас не было истинных корней рок-н-ролла, - говорил в 1986 году Фрезе в интервью журналу Down Beat. - Здесь (в США) у вас был чистый рок-н-ролл и ансамбли, которые знали, как его исполнять. Как рок-ансамбль, мы не могли сравнивать свои таланты с американскими музыкантами. Поэтому то, что мы должны были сделать - это отойти и проникнуть через черный ход в другие способы самого музыкального выражения". И они не просто проскользнули через черный ход. Они разрушили его. В своем манифесте Tangerine Dream объявили, что группа "собирается творить сильную музыку, которая освобождала бы людей от ужаса, насилия и отчаяния и несла бы им радость и надежду; музыку, которая возвращала бы слушателям состояние чистоты, невинности и созвучия с космическими гармониями". Их первый альбом «Electronic Meditation» (1970), записанный Фрезе, вокалистом, скрипачом и флейтистом Конни Шнитцлером (Conrad Schnitzler) и ударником Клаусом Шульце (Klaus Schulze), был диссонирующим «ограблением» условностей рок-н-ролла. Широко используемые электронные трюки были призваны "акустически заполнить то, что находится между рождением и смертью". Это была музыка, как сказал бы Штокхаузен, для постапокалипсиса. Гитара Фрезе была грозным циклоном искажений. Шульце пробивал в своих барабанах дыры до переключения на синтезаторы. Воющие пилы скрипки и виолончели Шнитцлера добавляли то, что было свойственно для современной кельнской школы классической музыки.
В дальнейшем ведущая роль и творческое начало в ансамбле все сильнее сходились на Фрезе. После первых альбомов ушел Шульце, а в составе Tangerine Dream один за другим появляются клавишники Кристоф Франк (Cristoph Franke) и Петер Бауман (Peter Baumann). Музыка дисков «Alpha Centauri» (1971) и «Atem» (1974) была агрессивно-экспериментальной, брала больше от Штокхаузена и других европейских композиторов, нежели от рока. Названия вызывали воспоминания о научной фантастике и космосе. "Мы хотим сделать слышимым движение, уйти на самый край человеческого воображения" (Фрезе). Их музыка стала почти клаустрофобичной, с замкнутой на себя неёмкой структурой и магнитофонным эхо, выбивающим из привычной колеи, усиливающим жуткий, экзотический звук. В ней чувствовалась почти физически осязаемая оторванность Западного Берлина от остальной Федеративной Германии.
Альбом «Zeit» (Двойник) (1971) объединил синтезаторы со струнным квартетом, изобразив «полотно» пустынного, но эффектного и западающего в память пейзажа. Однако звучание, при всех своих достоинствах, было еще немного «сыроватом» и далеким от того, что можно было бы назвать «фирменным» саундом Tangerine Dream. По мнению Die Welt, на данном лонгплее "отличный симбиоз выразительных гармоний и электронных вариаций скатывается в чересчур продолжительные тональные мутации, препарирования звука и эффекты тишины, давая результатом бессодержательную космическую безграничность".
Многочисленные критики, ополчившиеся на ансамбль как со стороны "чистого" рока, так и со стороны классики, полагали, что все старания Tangerine Dream превзойти коммерчески успешный звук Pink Floyd потерпели неудачу, и основным результатом медитирующей музыки ансамбля стала скука. Спустя некоторое время группа рассорилась с западногерманскими записывающими фирмами и подписала контракт с британской Virgin. С новой 16-дорожечной студией и мугом (moog) в 1973 году они записали альбом «Phaedra» (1974), начав с него свой наиболее удачный период как в творческом, так и в коммерческом плане. Эфирное, текучее звуковое полотно уходило корнями в неослабевающие глухие удары ритма - в будущем это станет фирменным звучанием Tangerine Dream.
«Phaedra» попал в десятку британских хит-парадов. В рецензии на эту работу издание «Rolling Stone» отмечало "эффектное сочетание меллотрона и синтезатора" и "роскошное использование полнозвучных гармоний". Репутации группы в значительной степени способствовал их ставший знаменитым концерт в Реймском соборе, куда набилось шесть тысяч слушателей вместо возможных двух. Наряду с обычными формами концертных выступлений группа при каждом благоприятном случае пыталась повторить подобные мероприятия - без сомнения, готические оттенки в их всегда импровизированных электронных звучаниях идеально сочетались с таким антуражем. В октябре 1975 года они выступили в Йоркском, Ковентрийском и Ливерпульском соборах, выпустив в итоге блестящий концертный альбом «Ricochet» (1975). В следующем году они приняли участие в создании звуковой дорожки к фильму Уильяма Фридкина "Колдун" и, по словам знаменитого режиссера, музыка оказалась настолько тесно спаянной с фильмом, что одно не могло существовать без другого. Оставшись верной европейскому авангардному роковому прочтению, группа исполнила музыку, сложенную из отдельных звуковых мотивов, часто не связанных между собой и резко обрывающихся. В дальнейшем они часто сочиняли музыку для фильмов, преуспев в этом больше любого другого ансамбля (на их счету к 1986 году было более дюжины саундтреков), и интересно, что только один раз они работали для научно-фантастического фильма ("Длина волны"). В 1977 году ансамбль гастролировал по Европе и Америке со своим лазерным световым шоу, причем довольно часто насыщенное супертехническое сопровождение забивало музыку. Альбомы «Stratosfear» (1976) и «Cyclone» (1978), выпущенные в этот период, гипнотизировали слушателей экзотическими звуковыми красками, текучими, но четко согласованными ритмами - однако появление на них запоминающихся мелодий дало критикам повод упрекать ансамбль в откровенной коммерческой направленности. После американского турне ушел из ансамбля Петер Бауманн. Он выпустил несколько сольных дисков и позже завёл в Нью-Йорке собственную музыкальную фирму. Ставшие ядром ансамбля в этот период Фрезе и Франк после экспериментальных дисков «Thru Metamorphic Rocks» (1978) и «Cloudburst Flight» (1979) пришли к созданию альбома «Force Majeure» (1979), который явился оптимальным вариантом между образной гипнотичностью пластинок типа «Phaedra», воспроизведением звуковых грёз, свободно плавающих в пространстве, и доступностью для самой широкой аудитории. С добавлением ударника Клауса Кригера (Klaus Kruger), использованием акустических инструментов, четких мелодий и ритмики fusion атмосфера еще сохранилась, но музыка стала более смелой, динамичной и многомерной, чем раньше. В 1980 году к Фрезе и Франку присоединился клавишник Йоханнес Шмеллинг (Johannes Schmoelling). В 1986 году его заменил Пауль Хаслингер (Paul Haslinger).
Если пластинки Tangerine Dream создавали у слушателей сюрреалистические образы, то их концерты - один из них документирован прекрасным "живым" альбомом «Logos – Live At The Dominion» (1982) - разбивали все законы музыкальных форм рока, не говоря уже о джазе и классической музыке. За исключением разрозненных фортепианных интерлюдий или гитарных сольных вставок Фрезе, невозможно сказать, кто на чем играет, особенно, когда то, что "играет" - цифровой согласователь или компьютер. Их звуковая технология с 1977 года заметно облегчилась - тогда оборудование занимало почти всю сцену. С появлением цифровой технологии набор инструментов уменьшился до трех ящиков, наполненных модулями и двумя-тремя клавиатурами. Теперь три неподвижные фигуры на сцене подобны священникам электроники, как бы извлекающим мелодии из своих алтарей. Но, несмотря на компьютерную технологию и синтезаторы, импровизация остается значительной частью их творческого процесса. Их инструментальный парк к 1986 году включал синтезатор "Wave-Frame”. "Инструменты теперь настолько разработаны, - подчеркивал Франке, - что синтезатор вовсе не звучит холодно, искусственно и неприятно. Мы смешиваем отобранные звуки - я имею в виду акустические звуки - с цифровыми, и слушатель уже не может сказать, где электрический, а где акустический звук". Tangerine Dream назвали свою музыку "универсальным языком". Они постоянно поддерживали противоракетные и антиядерные компании. Играли на знаменитом бесплатном концерте в ФРГ в 1983 году. В январе 1980 года стали первым западногерманским ансамблем, выступившим в ГДР. Наряду с такими исполнителями, как «Ashra» и Klaus Schulze, Tangerine Dream создали и развили целое направление в музыке, получившее название «Берлинская электронная школа» (Berlin School). Эту «музыкальную линию» в мире сейчас продолжают тысячи и тысячи их последователей, опираясь уже на самые современные и передовые электронные технологии.
Конечно же, в музыке TD присутствуют и элементы прогрессивного рока, что можно ясно слышать на таких пластинках как, например, Force Majeure (1979) или Underwater Sunlight (1986). В последней работе очень чётко прослеживаются влияния легендарной группы Pink Floyd. В 90-х годах прошлого столетия Tangerine Dream выпустила бесчисленное количество «живых» альбомов и саундтреков. В группе появился к тому времени сын Эдгара Фрезе (E.Froese, к слову, единственный участник Tangerine Dream, от самого начала и до сего времени никогда не покидавший группу) Жером (Jerome), совместно с которым TD выпустил несколько альбомов: «Melrose» (1990), «Rockoon» (1992) и ряд других. Ансамбль из Германии до сих пор продолжает активную концертную и студийную деятельность; в 2009-м году Tangerine Dream выпустил свой очередной альбом "Flame”, получивший довольно высокие оценки специалистов и музыкальных критиков во многих странах мира.
Более полную дискографию Tangerine Dream см. ЗДЕСЬ