JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Premiata Forneria Marconi - 25 Ноября 2008

Premiata Forneria Marconi

Добавил Novalis 25.11.2008 в 14:36

История будущих PFM начинается с 60-х годов, периода музыки "бит". Пино Фавороло и Тео Теоколи (вокал и гитара) сколотили состав под названием IQuelli ("Те” - т.е. "TheWho” по-итальянски!), к ним вскоре присоединились Франц Ди Чоччо (ударные), Джорджио Пьяцца (бас), Флавио Премоли (клавишные) и Франко Муссида (гитары). IQuelli завоевали немалый успех в Италии главным образом за счёт кавер-версий иностранных хитов и в качестве сессионной бэкинг-группы для таких певцов, как Лючио Баттисти и Фабрицио Де Андре. Иногда ту же работу им приходилось выполнять и живьем, находясь за кулисами, в то время как в лучах славы и прожекторов грелся кто-то еще.

 
Но едва ли молодые и талантливые музыканты IQuelli видели смысл жизни в выступлениях за ширмой. "Это был плавильный котел творческих идей”, рассказывает о тех временах ударник группы ДиЧоччо, "и мы чувствовали, что нам предстоит нечто большее, чем быть просто аккомпанирующим составом у кого-то еще. Наша музыка - искренность молодости, выраженная посредством музыкальных инструментов.”
Финальным шагом к формированию группы стало присоединение скрипача и флейтиста Мауро Пагани из IDalton. ДиЧоччо вспоминает: "На одном из вечеров в клубе "Paradiso” близ Brescia мой приятель рассказал мне о музыканте, который играет на флейте и на скрипке так, что это больше похоже на рок, чем на классику. Найти его оказалось не очень сложно, а телефонный разговор прошел примерно так - Мауро сказал: У меня длинные волосы, белая майка и пара изношенных джинсов. И я ответил: "А у меня, в свою очередь, борода и волосы до плеч, типа как JesusChrist”. Сейчас это смешно звучит, но тогда длинные волосы символизировали принадлежность к музыкальному андерграунду. Так что тем летом 69-го, чтобы узнать друг друга, нам понадобилось не более пяти секунд”.
 Состав теперь выглядел так - Ди Чоччо, Муссида, Премоли, Пагани и Пьяцца. Шел 1970-й год, прог-роковые группы из Англии тогда уже пожинали первые плоды своей славы и известности.
 
"Мы продолжали играть на танцплощадках, но все большим становилось наше общее желание сменить репертуар и жанр музыки, равно как и интегрировать Мауро в состав. Музыка постепенно менялась, танцевать под наши песни становилось все труднее и труднее, ведь соло-партии росли не по дням, а по часам. Наши новые модели для подражания были найдены в Chicago, KingCrimson, JethroTull, Ekseption и Flock, группы, чья структура песен давала больший простор для аранжировок, импровизаций и демонстрации виртуозности. К тому же мы освободились от нашего старого контракта.” (Ди Чоччо).

Переход от развлекательной музыки к арт-року повлек за собой и смену имени. После долгих раздумий была выбрана PremiataForneriaMarconi. "Премированная Булочная Маркони” (примерно как Ордена Ленина Кондитерская Фабрика Большевичка, только с чуть более старомодным звучанием) - магазинчик в городке под названием Chlari (в их родной провинции Brescia), где музыканты часто выступали. Аргументов в пользу выбора такого, мягко говоря, необычного имени было несколько. Во-первых, чем сложнее что-то запомнить, тем труднее его забыть. Во-вторых, владелец булочной, будучи фэном хорошей музыки, немало помог им материально! В-третьих, длинные названия - вообще характерная особенность итальянских прог-групп.


Дебют PFM состоялся в миланском театре Lyric, группа открывала перед Yes (приехавших туда на свои первые итальянские гастроли). Во время этого выступления они исполнили некоторые вещи из репертуара Кинг Кримзон и других известных английских арт-роковых команд того времени. Свой первый шанс показать, насколько хорошо они владеют своими инструментами и насколько прекрасно они подготовлены к концертным выступлениям, музыканты не потратили впустую. С группой немедленно заключила контракт передовая итальянская компания звукозаписи NumeroUno ("Номер Первый”) - эта же фирма выпустила их первый альбом "StoriaDiUnMinuto” в 1971-м. Этот диск был записан в студии вживую!


Еще до его выхода группа сыграла в качестве "разогрева" еще и у таких известных английских музыкантов, как ProcolHarum, BlackWidow и DeepPurple. Вот как вспоминает ДиЧоччо выступление перед DeepPurple.


"Концерт был событием сезона, ведь DeepPurple являлись самой известной рок-командой на тот момент. Немного рискованная идея, но нам хватило нервов и храбрости, чтобы ее принять. Первый концерт проходил в Болонье, и никто не знал, что это за пять отчаянных парней будут открывать перед Перпл! Все ждали Яна Гиллана и команду, а организатор не осмелился представить нас, посчитав наше название череcчур длинным и абсурдным. В полной темноте мы начали сет с "21stCenturySchizoidMan". Арена стадиона, море голов, встретила нас тихим изумлением и беспокойством. Через несколько минут все переменилось - внимание слушателей было обращено на нас, все были заворожены выступлением. Тогда мы решились и ворвались на свет, на сцену. Дальше все шло как по маслу и концерт закончился аплодисментами. Все думали: "А кто же эти англичане?” "Это PremiataForneriaMarconi”, сказал конфераньсе, у которого, как и у нас, после выступления камень упал с души, "они - итальянцы, и о них вы еще услышите”. Удар там-тама, завершивший концерт, аплодисменты толпы… Эхо прекрасного вечера еще долго звучало в наших ушах.”


В 1972 году вышел в свет второй альбом группы под названием "PerUnAmico”, на котором можно было проследить прогресс группы как в композиционном плане, так и в аранжировках. (Многими он и поныне считается одной из лучших работ в арт-роке!). Италию музыканты уже завоевали - первое место в чартах, которое с ходу заняла "Storia…”, тому лучшее подтверждение! Чтобы разделаться с оставшимся миром, пришлось прибегнуть к маленькой "идеологической бомбе” - каковой стала скромная на вид аудиокассета с материалом "StoriaDiUnMinuto”. Во время выступления в Болонье грандов арт-рока - Emerson, LakeandPalmer - запись была вручена их вокалисту и басисту Грегу Лэйку. Музыка произвела на Грега такое впечатление, что он уже через несколько дней, только вернувшись в Лондон, перезвонил менеджеру Франку Мамоне и сказал, что приедет на концерт в Рим! На концерте игрался материал PerUnAmico, и вконец покоренный Лейк даже вышел "на бис” вместе с группой. Дело было в шляпе.

Теперь мы немного отступим в сторону, чтобы поведать вам об одной немаловажной персоне в рок-музыке. Персона эта - Питер Синфилд, и знаком он вам, скорее всего, по своему участию в первых альбомах Кинг Кримзон. Странные и "завернутые” тексты Питера внесли свою лепту в успех музыки группы, хотя далеко не всем они были по вкусу. Кроме "лирики”, он заведал на концертах светом и звуком. Две творческие натуры, он и Роберт Фрипп, не могли, наверно, продержаться в группе долго, и один из них уходит, чтобы заняться практический той же работой уже в ELP. И неудивительно, что от Грега Лэйка о "находке из Италии” стало известно и Синфилду.


"Я напишу им тексты и займусь продьюсингом”, - решил Питер, - "так как я хочу продолжать в том же духе, что и в первом составе Кинг Кримзон. Их музыка прогрессивна, имеет явный средиземноморский оттенок, и это мне по душе”.


Группа встретила такой поворот судьбы с восторгом. "Нам так нравилась музыка KingCrimson и Питера Синфилда”, делился радостью Мауро Пагани в интервью RollingStone, "а через какой-то год он согласился помочь нам. Можете себе представить!”


Подписанная на ManticoreRecords (лэйбл ELP), PFM засела в студию, чтобы выдать свой первый англоязычный альбом "PhotosofGhosts”. Он попадает прямиком в американский хит-парад Billboard! Группа присутствует на страницах популярных музыкальных журналов и, в общем, переживает творческий и коммерческий пик. Выступления следуют один за другим, в том числе на престижных околоджазовых фестивалях в Монтре и Цюрихе; запомнился также концерт в Ридинге в 1973, где группу активно вызывали на бис, но администрация, ко всеобщему возмущению, отрубила электричество, лишь бы этого не допустить. К тому же PFM стала, по версии MelodyMaker и NME, второй и третьей в списке лучших новых групп года (после Supertramp и Eagles). На обложке самого популярного англоязычного сингла "Celebration” была изображена обнаженная девица, и в Испании диск был выпущен только после того, как ей пририсовали бикини.


Фактически "PhotosofGhosts” был новым альбомом только по текстам. Музыкально это лишь слегка переработанный и дополненный (под ведомом Синфилда) "PerUnAmico”. Также Питер решил сократить название группы до аббревиатуры PFM, мотивируя тем, что все равно англичане безбожно коверкали полную версию имени при каждом удобном случае. Была и обратная сторона медали - постоянные вопросы, а что же все-таки означает "PFM”?


Нежданной проблемой стало и слабое знакомство музыкантов с английским. Вернее сказать, его полное отсутствие. И если Пагани и Премоли кое-как разучили язык, то все остальные не могли обойтись без переводчика, и для того, чтобы спеть слова в студии, группе понадобились две недели.


Тем временем Синфилду приходили в голову самые разные идеи об "усовершенствовании” состава путем приглашения сильного англоязычного вокалиста/басиста. Обдумывалась даже кандидатура Джона Уэттона. Но весной 73-го другая встреча изменила путь группы - на музыкальном фестивале "AltroMondo" в Римини, где собрался цвет итальянской артовой сцены на тот момент, музыканты PFM приметили басиста, который играл в составе коллектива Area. (Уникальную и исключительно авангардную музыку Area невозможно описать одной фразой, так что продолжим о героях повести сегодняшней…) Музыкант этот был Жан Патрик Дживас, и после задушевной беседы за тарелкой спагетти он, прельщенный перспективой играть в группе международного уровня, согласился присоединиться к PFM, сменив Джорджио Пьяццу, перешедшего в Crystals. (Впоследствии Пьяцца и вовсе ушел из музыки, избрав карьеру агента по продажам детской одежды).


Следующий альбом, "L'IsolaDiNiente”, вышел в свет в 1974-м. Английский его вариант, "TheWorldBecameTheWorld”, закрепил успех группы за рубежом, в частности, в США, где они выступали в одной концертной программе с Poco, Santana, BeachBoys и другими известными артистами. Это турне, включившее в себя несчитанное множество выступлений на поп-фестивалях, было запечатлено на магнитных лентах и отражено в концертном альбоме "LiveintheUSA” (в Италии диск был назван "Cook").


А закончилось сотрудничество с Синфилдом неожиданно, причиной тому были "идеологические разногласия”, ставшие для группы больным местом - и очень жаль. Коммунисты, мафия, Ватикан, радикализм и постоянные смены правительств - можете себе представить, что творилось в умах тамошней "прогрессивно мыслящей молодежи”!
 
Говорит Питер Синфилд:
"Они попросили меня написать тексты к "ChocolateKings". Как люди, воодушевленные своим успехом, они стали требовать от меня, чтобы в текстах было больше политики и протеста против агрессии США во Вьетнаме. Я склонялся к левым взглядам, но все же отказался. И потому, что мне нужно было завершить другую работу, и потому, что меня не прельщала мысль об очередных бесконечных студийных сессиях для записи вокала, но главное - я не понял юмора, почему это европейская группа, которую хорошо приняли в США, должна так вот плевать на свою аудиторию.”

Альбом вышел в 1975-м уже с Бернардо Ланцетти (из AcquaFragile) на вокале, и завоевал плохую славу в Штатах - главным образом из-за участия группы в римском фестивале в поддержку ООП. (Организация Освобождения Палестины, тогда - террористическая арабская группировка.) Однако музыкальный материал заслуживает куда более лестных слов. После турне в Японии Мауро Пагани покидает группу из идеологических соображений.


Очередной диск "JetLag" (1977) был более ориентирован в сторону джаз-рока, нежели любой из его предшественников, в частности, благодаря участию скрипача Грегори Блок (из состава Марка Алмонда и ItsABeautifulDay).


Ещё через год выходит в свет "Passpartu” (1978), на котором тексты песен были написаны поп-композитором Джианфранко Манфреди. Альбом подвёл ожидания многих и остался почти незамеченным среди любителей арт-рока. Затем Ланцетти уходит, чтобы сосредоточиться на соло-карьере, в то время как новым скрипачом становится Луччио Фабри.


В 1979 году группа (с добавлением Роберто Коломбо на клавишных) отправляется ещё в одно турне вместе с Фабрицио Де Андре (одним из самых известных поп-певцов того времени) - музыка группы дополняла атмосферу выступления Де Андре и вполне уживалась с его поэзией, что было запечатлено на концертном альбоме "DeAndreePFMinConcerto" (насчитывающем 10 песен) и "DeAndreePFMinConcertovol.2" (второй части, выпущенной благодаря успеху первой).


Что же - на этом, наверно, стоит завершить рассказ о PFM как об арт-роковой группе и кратко пробежаться по тому, что было с ними дальше. Группа не распалась, а продолжала выдавать альбомы то в стиле поп, то нью-вэйв, заставляя своих "артовых” фэнов все шире разевать рот сначала от недоумения, а затем - от скуки. Премоли покинул группу и продолжил свою деятельность в бизнесе в качестве продюсера и автора музыки для реклам, Ди Чоччо все больше погружался в написание и аранжировку музыки и покинул барабанную стойку. После "MissBaker” (1987) группа приняла коллективное решение не выступать вживую и сконцентрироваться только на студийном творчестве и индивидуальных соло-карьерах, таким образом избегая официального "распада".

Однако по прошествии более 10 лет с момента выпуска их последнего альбома PFM воссоединяются в своём почти первоначальном составе: Ди Чоччо, Дживас, Муссида и Премоли, представив слушателям 4 дисковую антологию концертных выступлений "PFM 10 annilive - 1971-1981”, а читателям - книгу Франца Ди Чоччо об истории группы "PFM - Duevoltenellavita”.

"Идея о реюнионе витала в воздухе”, - отвечает на вопрос причинах решения выступать вновь живьем Муссида. - "Франц, которого мы зовем хранителем духа Рембрандта, пытался это сделать много лет назад, но у меня тогда было дел невпроворот - мои альбомы, школа и многое другое. А в прошлые два года я нашел такую возможность, я завершил все, что хотел завершить, и вновь вошел в группу. Так и состоялся "реюнион”.”


В составе мы не видим Мауро Пагани - вот как Муссида это прокомментировал. "Мауро дал нам очень много в плане текстов, энергетики, но с точки зрения и композиции ему всегда было тесно в рамках группы, и, по правде говоря, Флавио и я постоянно его ограничивали. В какой-то момент он сказал, что хочет выразить себя как-то иначе, и он продолжает это делать и сейчас. Мы с ним до сих пор - большие друзья. Никаких проблем! Мы идем по своей дороге, как артисты, он - по своей”. Не планируется и работа с Ланцетти или каким-либо еще "выделенным” вокалистом.


Новый концептуальный опус "Ulysse” вышел 24 aпреля 1997 г. и, несмотря на ожидания, не стал возвратом к старому прог-стилю. Тем не менее группа продемонстрировала свой класс как музыкантов и композиторов, а по итогам итальянского турне 1997-98 гг. был выпущен очередной концерт "WWW.PFMPFM.IT (ilBest)".


2000 знаменует альбом "Serependity”, названием его становится английское слово, означающее интуитивную прозорливость, умение понимать иррациональные символы нашего бытия.  «Serependity» своим выходом заявляет о готовности группы проявлять свою творческую жизнь, экспериментировать с новыми идеями. Затем Premiata Forneria Marconi предпринимает серию весьма успешных концертов по всему миру, кульминацией которых становится 2002 год, когда музыканты возвращаются в Японию, страну, где 25 лет назад впервые добились головокружительного успеха. Событие отмечено выходом двойного концертного альбома «LiveInJapan 2002», в котором PFM в полной мере демонстрируют свою выразительную силу и способность вовлекать публику в дейтво, разворачивающееся на сцене – это всегда было сильным местом группы.
 
Через три года, в 2005-м году PFM выпускает в свет свой новый проект, плод нескольких лет работы, рок-оперу «Dracula» (Дракула – по сюжету Брэма Стокера), созданную в лучших традициях "Tommy” группы "Who” и «Jesus Christ Superstar» Эндрю Ллойда Уэббера (AndrewLloydWebber). 14 октября диск поступает в продажу, а известный продюсер Дэвид Зард (DavidZard), у которого на счету бешеный успех театральной постановки Нотр-Дам Де Пари, принимается за реализацию сценической постановки. В 2006-м году группа выпускает очередной шедевр – «StatiDiImagginazione» (Состояния Сознания). По замыслу Иайа Де Капитани, менеджера группы с 2002 года, концертный вариант StatiDiImagginazione» должен являть собой феерическое шоу, в котором, в потоке ярких образов и персоналий, музыканты на сцене перед зрителями создают звуковое полотно, являющееся сопровождением движущихся картин и особым измерением, погружающим зрителей в самую глубину визуальных образов. В этом отношении музыка превосходит то, чем она была в виде саундтрека к образной схеме и превращается в самостоятельный элемент творчества.







   

0 комментария

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: