L'Ensemble Raye
Кроме своих акустических гитарных «изяществ» и чудес, альбом также интересен своей атмосферной составляющей. Такую грань между открытой, экспрессивной музыкой и глубиной, задумчивостью и даже интимностью сложно где-то найти еще. А в купе с мощнейшим зарядом интеллигентности эта смесь вообще работает сродни «коктейлю Молотова» на определенно настроенные умы и души. Казалось бы, первая четырехчастная вещица Les quattre saisonniers смиряют слушателя с тем, что разговор, все-таки, будет вестись на поверхностные темы, отдавать этаким… если не весельем, то панибратством, и тут как снег на голову атмосферные осадки в виде, с одной стороны невероятно умиротворяющей и расслабленной, с другой стороны задумчивой и тревожной Amataie. Или как прикажете рассматривать мощнейшую по своему настроению Skeletom Fred? Нет, все не так просто, подобная музыка вряд ли отлично подойдет для каких-то радостных активных мероприятий, или обычного любования виртуозным владением инструментом. Она схватит слушателя за шкирку, и расскажет свой сон, хочет он того или нет. Различные акустические аналогии с выхолощенными фрипповскими «крафти» стоит, кстати, отвергнуть как неуместные и смешные. При всем уважении, чтобы выдать такую вещь, как Skaggae, нужно нечто большее, чем неимоверная скорость и точность. А во второй части и вовсе появятся атональные моменты, так что расслабиться, все-таки, не получится.
Глас критиков со всего мира на один голос восклицал только хвалебные слова. Однако местное швейцарское радио ни одну композицию на ротацию не взяло, так как «музыка коллектива не подпадает ни под какие категории». Альбом действительно содержал пьесы вне жанров или в неимоверных стилистических сочетаниях, например – скаги (смесь ска и рэгги) с уникальной, доселе небывалой звуковой палитрой на композиции Elle court, La basse-cour с целым курятником звуков по всем нотным фронтам, странными инструментами, вроде «музыкального ежика» и «педалефона».
Второй диск группы, озаглавленный как Quelques pieces detachees вышел в 1993 году, и снова иностранные критики объединились дабы сойти с ума от восторга.
Первое, что бросается в глаза на этом альбоме – это, конечно же, мощный хит Phare-Est, один из самых известных у группы. Впрочем, при более близком и долгом знакомстве с альбомом, приходит понимание, что диск, а особенно его первая половина, вообще богат на яркие и мелодичные вещи. Migrateurs - Проникнутая духом Ямайки и вновь вызывающая приятные реминисценции с гитарной чистотой и частотой фрипповских учеников. Более умиротворенная и не менее добрая Saggae aux Vents с очень приятной мелодией. Или веселая Oh! Arthur! (Pourvu Que Зa Dure!), которая замечательно подошла бы к какому-либо дурашливому скетчу или, вместе с Les Mysteres de Paris, не пропала бы на цирковой арене. Есть примеры и другой красоты – нежной трогательной, как в Die Kuh beim Frühstück, или по пиратски грозной Une colère bleue. С позиции авангардизма тут вновь особо ничего сложного нет. Если не считать изящных контрапунктов на гитаре в Ragn’rale и 1 pièce-cuisine.
В Италии группу сравнили с Penguin Café Orchestra; американский критик Питер Телен проникся тем, насколько Вуй и Угенэн смогли расширить возможности гитары и на какие высоты взобрались, что немедленно назвал диск в качестве крайне необходимых для прослушивания работ всем поклонникам гитары.
Все так и есть: группа творит чудесную, душевную музыку, которая напоминает о фильмах Федерико Феллини, музыке в цирке и воспоминания о детстве. Композиции обладают изощренным мелодизмом, интеллигентностью и изобретательностью, наполнены необычными звуковыми красками и неожиданными ритмическими изменениями.
Несмотря на то, что первые два альбома были полностью студийными альбомами, группа готовилась и к концертным выступлениям. Для этого музыканты взяли в качестве гостевых музыкантов саксофониста и кларнетиста Пьерра Кауфманна, а также канадскую мультиинструменталистку Ширли Анне Хофманн. Коллектив выступил с туром в Италии, где, вопреки финансовому кризису и общей неблагоприятной денежной ситуации, добились триумфального успеха у местной публики. Раздавались возгласы об их уникальной магии и магической уникальности, а l’Ensemble Raye окрестили как «один из главных музыкальных коллективов, пользующихся безоговорочным творческим авторитетом за последние лет десять». «Очень странно, но мы продаем больше всего дисков в Японии», рассказывает Ширли Хофманн, а Момо Россель добавляет: «композиции наши крутятся по радио в Бремене, в Италии нас обожают, а в Швейцарии мы все время слышим ‘Лично мне ваша музыка очень нравится, но вот наши слушатели хотят слушать то, о чем они говорят, а не то, что они вынуждены слушать’».
Третий студийный альбом En Frac! вышел в 1996 году и ознаменовал собой новый этап в жизни группы, по крайней мере в отношении тех аспектов, которые касаются самого процесса записи пластинки. В отношении состава, L’Ensemble Raye числились квинтетом - Угенен, Вуй, Кауффман плюс двое новобранцев – канадка Ширли Энн Хофманн, игравшая на разных духовых инструментах и еще один музыкант из Debile Menthol – Момо Россель. Так вот, в этот раз все музыканты группы собрались в студии и записали все одним махом, играя, что называется, «по живому».
И вновь просто умопомрачительное умение смешивать различные фолковые структуры, как ритмические, так и мелодические, причем самых разных направлений и в рамках одного произведения. Плюс цирковое сумасшествие, легкая дрожь авангардной современной камерной музыки (ма-а-а-аленькая толика, чувствуется всего лишь как приправа), джаза, традиций акустической гитары и куча-куча-куча всего остального. И при всем этом стилистическом, жанровом винегрете – это настоящая европейская музыка. Будь то откровенно про-французская аккордеонная развернутая и основательная Eine Schoene Reise или практически рок-н-ролльная бешеная Technocar с залихватской гитарной вязью. В этом отношении группа, особенно на этом альбоме, напоминает творчество Ларса Хольмера и даже Samla Mammas Manna. Может, правда, тому виной Valse des Chats… В остальном же, коллектив верен своим традициям. Есть даже обязательный акустически-гитарный хит. Правда, как это ни смешно, он тот же, что и на предыдущем альбоме – то есть Ragn’rale. Разве что тут она на целую минуту длинней.
Звук, общая атмосфера, манера исполнения и все остальное настолько настолько подходило тематике их следующего диска, что никто не удивился, услышав о том, что четвертая пластинка L’Ensemble Raye будет посвящена Винни Пуху. Вообще, пластинка Ein Fest fur Pu den Baren была седьмой по счету в серии, посвященной легендарному медведю, выпущенной лейблом Kein & Aber. Записывали ее все тот же квинтет, что поработал над En Frac!
Первое, наверное, что сразу выделяется из общего звука группы – это возросшая роль духовых инструментов, особенно в нижнем регистре, в который группа за все три предыдущих альбома если и залезала, то считанные разы. Правда, это новшество особой мрачности и напряженности особо не привнесло. Разве что в этом отношении можно выделить безумно-цирковую композицию I-Ah Verliert Seinen Schwanz, но больно она выбивается из общего настроения пластинки, которое тяготеет скорее к доброму, наивному, иногда веселому и шальному, как в очередной рэгги-стилизации Tieger Frühstückt, посвященной, естественно, Тигре, кому же еще. Изредка проявляются чуть грустные, но скорее задумчивые темы, вроде Eule или Pu Sitzt Fest. Впрочем, это добавляет лишь определенной глубины всей работе. В плане стилистики группа вновь пускается во все тяжкие. Кроме уже упомянутых мотивов цирковой музыки и рэгги, частенько можно услышать, как музыканты, оседлав прыткие акустические гитары, отправляются в сторону европейского джаза 40-х, где незримыми фигурами маячат Рейнхардт и Грапелли. Легкая, но насыщенная, чуть по-детски трогательная музыка, да какая еще может быть музыка про Винни Пуха?
В плане работы в студии группа напоминала себя на первом этапе – использовались бесконечные наложения, привлекались гостевые музыканты для исполнения некоторых моментов. Некоторые подобные «гости», правда, вскоре стали постоянными музыкантами группы. Так, к примеру, Ян Альтермат и Жульен Балло сменяют вскоре после выхода пластинки ушедших Росселя и Хоффмана. Альтермат специализировался на игре различными «альтами», а также умел сносно играть на перкуссионных инструментах, в то время как Жульен – это еще одна гитара и бас группы.
Этим составом (плюс бессменные Вуй, Угенен и Кауффман) группа записывает альбом Vis-a-Vis Movers, датированный 2001 годом и посвященный швейцарской танцевальной труппе Movers. Начинается пластинка с очевидного цитирования различных ближне-восточных и балканских мотивов, основная ответственность за которые лежит на двух духовых инструментов, задающих тон пластинке. Этот момент не то, чтобы изумляет, все-таки о полистиличности основных источников вдохновения группы было обговорено не раз, однако такое начало – своего рода сюрприз, степень приятности которого можно определить по своему отношению к географической принадлежности подобной музыки. Так или иначе, дальше все возвращается в более привычное русло, хотя настроение, конечно, относительно предыдущего альбома несколько отличается в сторону какой-то даже местами отрешенности, которую, впрочем, стоит трактовать скорее как задумчивость. Как это было в прошлом, основную красоту навел дуэт двух акустических гитар, композиция Nouveaux Amants свободно может претендовать на звание главного хита альбома. Обращает на себя внимание и довольно оригинальная для всего творчества коллектива пьеса Flammes & Co. Музыканты и раньше слегка заигрывали с электронным звучанием, но тут прямо будто дело имеешь с чем-то из параллельной вселенной. Но, если оценивать пластинку с высоты общей ее продолжительности, определенное лицо у ней есть, и пусть первый бросит в меня камень тот, кто считает лицо это непривлекательным. Премьера программы состоялась в марте 2001 года в Цюрихе.
В 2002 году появился самый репрезентативный альбом группы - Les Conterpoints Cardinaux. По сути своей большая часть композиций была исполнена в классическом ключе группы, который никак описать нельзя, но раз услышав – понимаешь навсегда о чем идет речь. Опять огромный спектр звука, классового разнообразия и буйство стилистики от двух расчудесных гитаристов, которые и написали практически все вещи. Исключения составляют некоторые наработки еще одного старичка этой «тусовки» Пьера Кауфманна, а также собственные версии пьесы Сати и песни Роберта Вайатта. Опять же, при всей своей «обыкновенности», альбом имеет уникальный облик, который, впрочем, совершенно не влияет на восприятие пластинки поклонниками группы. Старый добрый L’Ensemble Raye в своем репертуаре без особых сюрпризов и подвохов.
Вообще, конечно, Вуй и Угенэн – ребята плодовитые, кроме своей родной группы, они играли также в супер-коллективе Nimal, о котором речь чуть позже, а также писали музыку для различных театральных коллективов, в особенности много они работали с кукольным театром Théâtre de la Poudrière. Эта сторона творческой деятельности группы длится уже более 20 лет и отлично отображена на двойном диске, вышедшем в 2005 году под названием Theatre de la Poudriere. Музыканты постарались уместить в 2 часа дискового пространства более 40 коротких композиций, написанных за 18 лет. Что там говорить, альбом чудесный, разнообразный (еще бы!) и отлично вписывается в общую дискографию коллектива, однако его следует употреблять уже после того, как получено более-менее внятное представление о коллективе, ибо если в стандартных альбомах L’Ensemble Raye звучит поразительно многогранно, то от двух часов тотального разнообразия тут не ровен час голова пойдет кругом.