John McLaughlin
Джон Маклафлин, выдающийся британский гитарист и композитор, является сегодня одной из наиболее значимых фигур на мировой музыкальной сцене. Многие критики считают его творчество особой вехой в развитии музыкальной культуры XX века. Джон Маклафлин вошел в историю музыки не только как блестящий гитарист - исполнитель, но и как композитор, сумевший найти новый музыкальный язык, который стал основой своеобразного жанра - "fusion" или "сплава", в котором синтезированы достижения различных музыкальных традиций и культур: классической, фольклорной, джазовой. Эксперименты Маклафлина с соединением канонов ориентальной (в частности, индийской) гармонии, джазовой импровизации с современным электрическим звучанием стали не только своеобразным "открытием Америки" для поклонников различных музыкальных жанров (и, по большому счету, представителей различных культур!), но и "завоевали" миллионы новых поклонников музыки во всем мире.
Джон Маклафлин (John McLaughlin) родился 4 января 1942 года в Донкастере (Йоркшир, Великобритания)
Впервые он появился на сцене как гитарист известной британской ритм-энд-блюзовой группы Georgie Fame "Blues Flames" во второй половине 60-х годов. В 1968 году Джон собирает свой первый состав, дебютный альбом которого "Extrapolation" был признан британскими критиками "лучшим блюзовым альбомом года". Переехав в 1969 году в США, Маклафлин записывается и концертирует с блистательным джазовым саксофонистом Wayne Shorter и вскоре получает приглашение в группу легендарного трубача и музыкального реформатора Miles Davis и участвует в записи эпохального альбома "Bitches Brew", положившим начало эры экспериментов по созданию нового универсального музыкального языка - предтечи "fusion" и джаз-рока. Как неоднократно подчеркивал в своих многочисленных интервью Джон, " работа с Miles Davis дала мне больше, чем любое стационарное академическое образование".
В начале 70-х годов Джон Маклафлин вместе с барабанщиком Billy Cobham, скрипачем Jerry Goodman coздает знаменитую "fusion" - группу " Mahavishnu Orchestra", в составе которой были исполнены поразительные по красоте и целостности произведения (немалое значение имело и глубокое понимание Джоном индийской философии - несколько лет Маклафлин провел в Индии, где обрел свое второе имя - Махавишну). В это же время музыкант записывает еще два альбома, ставшие "классическими": "Love Devotion Surrender" с гитаристом Carlos Santana и "Apocalypse" с Лондонским симфоническим оркестром под руководством известного дирижера Michael Tilson Thomas.
Следует отметить, что на протяжении всей своей карьеры Джон остается музыкантом , постоянно находящимся в творческом поиске и неизменно удивляющим своих поклонников: в середине 70-х, несмотря на колоссальный мировой успех "Mahavishnu Orchestra", Маклафлин отказывается от электрического звучания и создает акустическую группу "Shakti". Диски этого периода до сих пор поражают своей философской глубиной и целостностью.
В 1977 -1978 годах Маклафлин организует гитарное трио с двумя своими коллегами - испанским маэстро Paco de Lucia и великолепным импровизатором Al DeMeola, которое блистательно исполняет испанское фламенко, обогащенное джазовой импровизацией (альбомы "Passion, Grace and Fire" и "Friday Night in San Francisco" - неслучайно многие критики сравнивают выступления этого трио по эмоциональному накалу и художественному уровню с современными концертами трех выдающихся оперных теноров).
В 80-х годах Джон Маклафлин записывает классические по форме гитарные произведения - в 1985 году Джон триумфально исполняет свой концерт для гитары и оркестра, названный "Mediterranean" с Los Angeles Philarmonic Orchestra и London Symphonic Orchestra (второй концерт "Europe" был записан с одним из лучших камерных оркестров мира Deutsche Kammerphilarmonie и исполнен во время мирового турне с молодыми музыкантами). В этот же период Маклафлин пишет музыку для кино, вместе с другими мировыми звездами джаза снимается в одном из лучших фильмов о музыке французского режиссера Bertrand Tavernier "Round Midnight".
В начале 90-х годов Джон Маклафлин собирает новый состав "Free Spirits", исполняющий современный композиционный джаз, с молодыми звездами джаза - органистом Joey De Francesco и барабанщиком Dennis Chambers (особо выделяется альбом 1994 года "After the Rain", посвященный одному из кумиров Джона - великому саксофонисту John Coltrane). Параллельно Маклафлин осуществляет свою давнюю мечту: он записывает альбом "Time Remembered" (с секстетом гитаристов) музыки еще одного из своих кумиров - пианиста Bill Evans, где в очередной раз удивляет своих последователей тонкими и одновременно оригинальными аранжировками пьес замечательного пианиста.
В 1996 году выходит альбом "Promise", признанный критиками многих профильных музыкальных изданий "альбомом года": в нем Джон подводит своеобразные итоги своей деятельности - диск записан 11 различными составами: вместе с Маклафлином играют его давние партнеры Paco de Lucia и Al DeMeola, пакистанские этномузыканты Zakir Hussain и Nishat Khan, Joey De Francesco и Dennis Chambers, Sting: Джону удалось добиться удивительно единого и концептуального звучания, возможно, потому, что музыканты в его коллективах, несмотря на все жанровые и национальные различия, говорят на универсальном музыкальном языке, аккумулировавшем все лучшие предыдущие достижения - звучит поистине "music without borders" или "музыка без границ".
Программа "Hearts of Things" с одноименного альбома, является по словам самого музыканта концептуальным продолжением альбома "Promise", музыканты исполняют "единую" музыку, в которой есть блюз и джаз, фламенко и классика: Партнерами Джона стали великолепные музыканты - звезды современной музыки: пианист и клавишник Jim Beard, саксофонист Gary Thomas, басист Matthew Garrison, барабанщик Dennis Chambers, которые в своих амплуа являются кумирами многих молодых исполнителей.
John McLaughlin на сайте good-music.kiev.ua