JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Art Ensemble of Chicago - 5 Ноября 2011

Art Ensemble of Chicago

Добавил vitalij7 05.11.2011 в 22:44



Roscoe Mitchell (3.8.1940 Чикаго, Иллинойс) - альт- , сопрано- ибаритон-саксофоны, флейта, кларнет, гобой, фагот, конги, перкуссия
Lester Bowie (11.10.1941
Фредерик, Мэриленд) - труба, валторна, челеста, духовыеинструменты
Malachi Favors Magoustous (27.8.1937
Лексингтон, Миссисипи) - бас-гитара, перкуссия, цитра, вокал
Joseph Jarman (14.9.1937
Пайн-блафф, Арканзас) - альт- исопрано-саксофоны, флейта, кларнет, гобой, фагот, виброфон, клавесин, гонги, маримба, гитара, вокал.

     Один из наиболее интересных и влиятельных коллективов современного джаза, «перелопативший» всю мировую музыку: традиционный и авангардный джаз, ритм-энд-блюз, африканскую музыку, европейскую классику 20 века, рок и военные марши.
     Роскоу Митчелл и Малачи Фейворс, впервые встретились в 1961 году в "Экспериментальной группе” пианиста и кларнетиста Мугала Ричарда Эбрамса (MUHAL RICHARD ABRAHAMS EXPERIMENTAL BAND).
      Все трое (Митчелл, Фейворс и Эбрамс) были среди основателей "Ассоциации творческого роста музыкантов” (Association for the Advancement of Creative Musicians), появившейся в 1965 году в Чикаго. В "Ассоциацию” входили такие джазовые экспериментаторы, как Энтони Бракстон (Anthony Braxton), трубач Лео Смит (Leo Smith) и участники группы AIR. В коллективных импровизациях также принимал участие Лестер Бауи, в свое время исполнявший ритм-энд-блюз с Литл Милтоном (Little Milton) и Альбертом Кингом (Albert King) и аккомпанировавший исполнителям соул Джерри Батлеру (Jerry Butler) и Джо Тексу (Joe Tex).

Музыканты особо отмечали влияние на свои коллективные импровизации Орнетта Коулмэна (Ornette Coleman). Для специализировавшейся на издании работ блюзовых музыкантов чикагской фирме грамзаписи Delmark Records они записали несколько пластинок, в число которых входила Little Suite (Sound) (1966 Delmark) - свободное изложение истории джаза и негритянской музыки.
        В мае 1967 года заявил о себе MITCHELL ART ENSEMBLE, участниками которого помимо Митчела были Лестер Бауи, Малачи Фейворс и барабанщик Филипп Уилсон (Phillip Wilson), в подвальном этаже дома Митчелла произведший на свет прекрасно записанные Терри Мартином (Terry Martin) пленки, впоследствии выпущенные как лонг-плей Old/Quartet (1975 Nessa). Они являются отличной предысторией творчества ансамбля, их корней, лежащих в музыке соул. Через год ROSCOE MITCHELL’S ART ENSEMBLE с барабанщиком Робертом Краудером (Robert Crowder) предложил вниманию слушателей альбом Congliptuous (1968 Nessa), первая сторона которого содержала соло без аккомпанемента для бас-гитары, альт-саксофона и трубы.

        Благодаря своей музыке и включению в представления элементов концептуального драматического искусства, ROSCOE MITCHELL’S ART ENSEMBLE приобрел широкую известность в Чикаго. В конце 1967 г. группу покинул Уилсон, "нашедший себя” в рядах РAUL BUTTERFIELD BLUES BAND. Некоторое время музыканты гастролировали без барабанщика, но потом натолкнулись на Джозефа Джармена, ранее обучавшегося у Джона Кейджа (John Cage) и классических индийских музыкантов, а впоследствии руководившего неформальной группой, куда входили Чарльз Кларк (Charles Clark), пианист Кристофер Гэдди (Christopher Gaddy) и барабанщик Турман Бейкер (Thurman Baker). Они опубликовали пластинку Song For (1967 Delmark), а уже после смерти Гэдди - лонг-плей As If It Were The Seasons (1968 Delmark). Смерти Гэдди и Кларка - отличных музыкантов, пользовавшихся в ансамбле авторитетом, буквально подкосили группу.

        В 1969 году, взяв с собой барабанщика Дугуфана Фамуду (Dougoufana Famoudou, урожденный Dan Moye ), который играл со Стивом Лейси (Steve Lacey), Фэроу Сэндерсом (Pharoah Sanders) и Рэнди Уэстон (Randy Weston), а впоследствии записал cольный альбом Sun Percussionist (1975), они переехали в Париж, где, уже под названием ART ENSEMBLE OF CHICAGO, исполняя не поддающийся определению авангардный джаз, за два года выпустили одиннадцать альбомов и сочинили музыку к трем фильмам, попутно дав сотни концертов,
        28 октября 1969 года ансамбль принял участие в трехдневном музыкальном фестивале Actuel Music Festival, организованном Жаном-Жоржем Каракасом и владельцем фирмы грамзаписи Actuel Жаном-Люком Янгом (Jean Luc Young). Фестиваль проходил в крошечной бельгийской деревушке Амуж. Среди выступивших на нем коллективов - THE SOFT MACHINE, PINK FLOYD, CARAVAN, BLOSSOM TOES, Стив Лейси, THE NICE, EAST OF EDEN, DAEVID ALLEN QUARTET, CAPTAIN BEEFHEART, THE PRETTY THINGS, Фрэнк Заппа (Frank Zappa) и Арчи Шепп (Archie Shepp). Первоначально мероприятие планировалось провести в Париже, однако с подачи полиции суд вынес официальное постановление о переносе места проведения фестиваля. Для потомков был снят документальный фильм продолжительностью в 75 минут "Amouges Music Power” (продюсер - Pierre Lattes).
       
Симфоническая поэма «People in Sorrow» была записана в Булони, во Франции и выпущена по лицензии фримой "Несса”. Как гласит легенда, пленка студийного магнитофона закончилась раньше, чем музыканты дошли до финала. Она так и осталась незавершенной, вновь прозвучав лишь двенадцать лет спустя на концерта в "The Roundhouse”: "Любая хорошая музыка существует только во время исполнения, а запись - это всего лишь памятный сувенир.” Message To Our Folksпомимо"Old Time Religion”, "Rock Out” и "Dexterity”ЧарлиПаркеравключалаколлективноесочинение"A Brain For The Seine”.
         
Работы того периода были записаны на протяжении одного 1969 года практически в один присест. Из числа пластинок ансамбля особо следует отметить сочиненную в Булони звуковую дорожку к киноленте "Les Stances a Sophie” (1970 EMI Pathe), в создании которой равно как и нескольких других помогала жена Бауи, впоследствии часто с ними выступавшая соул-певица Фонтелла Басс (Fontella Bass). В отличие от нее Certain Blacks, Home и Chi-Conga записывались уже в Париже.



Пиком триумфального возвращения в США стало выступление на фестивале в Энн Арбор, штат Мичиган. Как следствие, они подписали контракт с фирмой Atlantic Records. Фестивальная пластинка Bap-Tizum, которую продюсировал Майкл Каскуна (Michael Cuscuna), включала также композиции в исполнении Ларри Корайелла (Larry Coryell) и Сесила Тейлора (Cecil Taylor). Тем не менее, для записи второго альбома на "Атлантик” - Fanfare for the Warriors им пришлось воспользоваться дотацией организации "Национальный вклад в искусство” (National Endownment for the Arts). На диске - равно как и на концертной пластинке с джазового фестиваля в Монтре, Швейцария 1974 года Kabalaba - играл М.Р.Эбрамс. Концертник Live at Mandell Hall появился после одного из выступлений в кампусе чикагского университета.             
На лонг-плее Great Black Music основные композиторы ансамбля - Митчелл и Джермен - исполнили свои навеянные африканской музыкой композиции на рожках, свистках, гонгах, ударных, погремушках, сиренах и других "подручных” инструментах. "Передающий сущность черной музыки альбом бурлит коллективной импровизацией, включая также марши, шутки и... тишину. Театральная сторона представления включает декламацию и пантомиму, призванные пробудить общность со зрителем.”           
На Full Force, для которого Фейворс написал "Magg Zelma”, а Джармен - "Old Time Southside Street Dance”, Джармен и Бауи "в полную силу” играли на двенадцати различных язычковых и деревянных духовых инструментах. C тех пор они записывались на самых разных фирмах, организовав и свою AECO Records. С конца семидесятых,  участники ансамбля проводят примерно по полгода, работая над совместным проектами, а другую половину - как соло-исполнители. Каждый из музыкантов записал уже по нескольку альбомов как в одиночку (Митчелл, Бауи и Джармен), так и в соавторстве с коллегами - Энтони Бракстоном, Генри Тредгиллом (Henry Threadgill) из AIR и Джеком Дежонеттом (Jack DeJohnette).



Вышедший в 1982 году альбом «шаманизма», возможно лучший их концертник «Urban Bushmen», записанный на концерте двумя годами раньше, показал, что группа не потеряла ни йоты былой оригинальности и находится в отличной форме. Пленки еще одного концертника «Among The People» привезли из Италии. В 1983 г. для английского телеканала "Channel 4TV” в Чикаго был снят документальный фильм о группе. В конце следующего ART ENSEMBLE OF CHICAGO с мощным драйвом и громовым звуком выступили на сцене лондонского "Ройял Фестивал-холла”, играя на одной площадке с молодыми группами. Двадцатилетний юбилей существования ансамбля был отмечен выходом диска The Third Decade, материал которого простирался от ирландских мелодий до фанка и уличного джаза.

Website

Скачать альбомы

0 комментария

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: