Александр Градский
Александр Борисович Градский (1949-2021) родился 3 ноября в Копейске Челябинской области. Композитор, автор песен, певец, мультиинструменталист, основатель третьей по времени создания (после «Братьев» и «Сокола») советской рок-группы «Славяне» (1965) и принёсшей ему наибольшую популярность — «Скоморохи» (1966), сыграл несколько ролей в кино. Автор двух рок-опер "Стадион" (1985) и "Мастер и Маргарита" (2009). Написал музыку более чем к двадцати фильмам. Вместе с группой "Скоморохи" стал одним из первых советских рок-музыкантов, который начал исполнять произведения собственного сочинения , а не западные хиты. И тем не менее широкую известность принесли ему вокальные сюиты на стихи других авторов, записанные в 70-ых и 80-ых гг. . Следует сказать, что целый ряд музыкальных работ Александра Градского продолжают оставаться не изданными до сих пор.
Что бы хорошо писать о талантливых людях, необходимо самому обладать талантом, поэтому, лучше всего предоставить слово самому исполнителю:
— Жизнью могут быть довольны только те люди, которые сидят в сумасшедшем доме. Мой приятель, который некогда косил там от армии, рассказывал, что рядом с ним в палате лежал один совершенно счастливый чудик. Он с утра стрелял у кого-нибудь сигарету, открывал кран и, дождавшись, когда пойдет горячая вода, «прикуривал» от нее. После чего на его лице застывала вечная блаженная улыбка. А я... Я несчастлив, но иногда бываю рад чему-то, в первую очередь хорошей погоде. И хотя я пытаюсь выглядеть живчиком, у меня это не всегда получается.
- Официально мне стали платить где-то в году 75—76-м. До этого я нигде не числился, но ко мне никто и не приставал. Я ведь не был тунеядцем, а учился — сначала в музыкальной школе, потом в Гнесинском институте, потом в консерватории. На халтурах зарабатывал достаточно, но все шло на аппаратуру, поездки. В 74-м я сделал музыку к фильму «Романс о влюбленных», потом записал пахмутовскую «Как молоды мы были», вышел диск Давида Тухманова, где были песни в моем исполнении. Люди, которые занимались гастролями, стали катать меня по стране. Мне иной раз смешно слушать бредни некоторых бизнесменов, а они удивляются, когда я им говорю, что обретаюсь в рыночной экономике с 68-го года.
— По-настоящему, наверное, как это ни банально, (я стал популярным - ред.) после «Как молоды мы были». Это — раскрутка. У меня уже в 1963 году была группа, в 1964-м — другая, а в 1965-м — третья! В 1966-м — уже своя группа, где мы играли почти всю программу из своих вещей. Меня уже знали, покупали билеты, но все равно мы нуждались в телевидении и в радио. И вот случилось написать музыку к фильму «Романс о влюбленных», а потом я спел «Как молоды мы были», и это тоже показали по всем телевизионным каналам. Хотя сначала даже авторам песни не советовали со мной связываться.
— У меня (на концертах - ред.) никогда не жуют и не работают телефоны. Если кто-то себе это позволяет, то я останавливаюсь и в довольно жесткой форме это прекращаю. У меня такой опыт был даже в Америке, в хард-рок кафе. Я сказал: «Заткнитесь!» Я пел тогда свои вещи, а они болтали. Я сказал заткнуться, потому что я пел бесплатно, и я тоже хочу получить удовольствие. Если бы мне заплатили, то я бы, может, еще и помучился. А сейчас уже много лет за свою работу я получаю деньги вперед, поэтому если я выступаю, а кто-то ест, или курит, или разговаривает, то я пою одну-две вещи, говорю о том, что деньги заплачены, поэтому если вы не прекратите, то я поеду домой.
— Я четыре месяца проработал в Большом театре по приглашению Светланова. Вообще-то я был приглашен надолго, но потом мы с ним вместе ушли. Мне просто не захотелось связываться с этой средой. В целом я трактую свою жизнь как свершение неких актов. Например, открываешь свой театр и делаешь таким, каким до тебя еще никто не придумал. Или ставишь десять киловатт аппаратуры, в то время как все работают на восьмистах ваттах. Много лет спустя понимаешь, что сама подобная игра была достаточно безнравственна, но эффект-то фантастический! Эффект греет душу. И Большой театр тоже был своего рода актом, способствующим выделению адреналина в крови. Пусть недолго, но я вкалывал на совесть в нескольких спектаклях.
— Нет. Мне безразлично, знают меня или нет. Чем больше меня знают, тем мне сложнее, потому что приходится постоянно быть человеком, приятным во всех отношениях. Если вас интересуют мои недостатки, то это излишняя эмоциональность. В жизни, я имею в виду. Хорошо, когда эмоции проявляются на сцене, — в быту это выглядит иначе. Но, видимо, ко мне уже все привыкли и очень бы удивились, если бы я вдруг переменился.
Фрагменты интервью (2005 года) взяты с неофициального сайта Александра Градского. Целиком интервью можно прочитать здесь.
А. Градский умер 28 ноября 2021 года в 02:10 по московскому времени в возрасте 72 лет.