Diana Krall
Добавил xoxol1965 26.09.2020 в 01:30
В эпоху поп-культуры красота и физическая притягательность стали серьезной проблемой. В приличном обществе их не пускают дальше прихожей. Оно, конечно, понятно: слово „сексуальный", которое девицы типа Кристины Агилеры в интервью „лепят" через одно, способно кого хочешь сделать сторонником крайних мер. И талибов, в их твердом намерении понадевать на всех женщин паранджу. Собственно, весь академический мир в этом вопросе давно превратился в этих самых талибов: из его культурных предпочтений изгнан сам дух каких-либо плотских влечений. Классические певицы, балерины, женщины-музыканты — они бывают „дивами", „примадоннами", „ангелами", но более ничем. Упоминание в какой-то газете о том, что Чечилия Бартоли — красивая женщина, немедленно вызвало полемику на предмет: не является ли концертная деятельность Чечилии Бартоли „опопсением" и „коммерческим трюком". Хиппи 70-х всякого человека в пиджаке почитали стукачом и приспешником КГБ. Современная консервативная культурная общественность в каждой красивой женщине видит эмиссара поп-культуры. Итоги печальны: с тех пор, как академической музыкой был признан джаз, красивых женщин уводят другие. Красивые женщины, бывает, сопротивляются. Но их подталкивают в спину.
Дайана Кролл имеет такую внешность, какую называют „мечта продюсера" — по выражению одного западного журнала. Натуральная блондинка с зелеными глазами. Издали на обложках пластинок ее принимают за Селин Дион. Дион, кстати, тоже из Канады. Именно в этом порядке: Дион тоже из Канады. Как и Дайана Кролл. А не наоборот. Потому что Дайана Кролл поет джазовые стандарты. Поет так, что у слышавших ее вживую захватывает дух. Не то чтобы она брала техникой. Нет, она поет предельно чисто. И это все, что касается техники. Остальное — то, что в англоговорящих странах называется объемным словом „attitude". Отношение. Подход. Мировоззрение. Этот самый „attitude" делает ее голос значительным в самых , незначительных местах. Этот покой, что изливает она в пении — он мало кому доступен. Это покой не темперамента, а многознания. Которое, по мнению древних, уму не научит. Но мы говорим не об уме. А о том, что описывается словом „attitude".
Дайана Кролл имеет такую внешность, какую называют „мечта продюсера" — по выражению одного западного журнала. Натуральная блондинка с зелеными глазами. Издали на обложках пластинок ее принимают за Селин Дион. Дион, кстати, тоже из Канады. Именно в этом порядке: Дион тоже из Канады. Как и Дайана Кролл. А не наоборот. Потому что Дайана Кролл поет джазовые стандарты. Поет так, что у слышавших ее вживую захватывает дух. Не то чтобы она брала техникой. Нет, она поет предельно чисто. И это все, что касается техники. Остальное — то, что в англоговорящих странах называется объемным словом „attitude". Отношение. Подход. Мировоззрение. Этот самый „attitude" делает ее голос значительным в самых , незначительных местах. Этот покой, что изливает она в пении — он мало кому доступен. Это покой не темперамента, а многознания. Которое, по мнению древних, уму не научит. Но мы говорим не об уме. А о том, что описывается словом „attitude".
Еще Дайана Кролл играет на фортепиано. На пластинках не понять — играет она просто хорошо или замечательно. Но те, кто присутствовал на ее выступлениях, говорят, что играет она исключительно. По-женски, аккуратно и экономно. И эта аккуратность — она тоже многого стоит. Сама Дайана говорит, что образцом безуперечной игры для нее был Нэт „Кинг" Коул: она хотела научиться играть так, как он — сидя вполоборота к фортепиано, лицом к публике, и при этом не упрощая технику исполнения. По пластинкам судить, понятно, невозможно, но те, кто видел ее концерты, говорят: она теперь часто играет вполоборота к инструменту. И ничего в ее исполнении не меняется. Это касается и пения, и аккомпанемента.
Из Канады, где Дайна Кролл родилась, много выходцев: Джони Митчелл, например. Шания Твэйн. Селин Дион, опять же. То есть меньше, конечно, чем из всего города Орландо, штат Флорида, если говорить о вкладе в современную культуру. Но кажется, что много, потому что все на виду. Дайана говорит, что обожает Джони Митчелл. Об остальных замечает в общем: мол, мы, выходцы из Канады, обычно имеем одинаковый путь наверх. Говорит, что читала биографию канадской примы балерины Карен Кейн и поразилась совпадению ее опыта со своим. Речь, видимо, идет о преодолении провинциального комплекса. Потому что Канада — все-таки провинция по сравнению со Штатами. Во всем, кроме хоккея.Хоккей — это то, что все канадцы знают отлично. Не исключая и женщин. Не исключая и Дайану Кролл, которая начала свою артистическую карьеру, играя в баре для хоккейных болельщиков.
Ей было еще так мало лет, что она по закону не могла ничего покупать в этом баре, так что перед концертом она сразу шла под лестницу и выпивала там свою чашку бесплатного кофе. Бар содержала семья друзей дайаниных родителей, которая считала, что девочке необходим „шанс". Этот самый „шанс" — настоящая религия по ту сторону Атлантики. О нем постоянно говорят, как о некоем промежуточном боге. Иногда и совсем даже не промежуточном, а с большой буквы — боге по имени Шанс. Дайана благодарна людям, которые предоставили ей его. Также она благодарна своим двум первым наставникам. Одному из них, контрабасисту Рэю Брауну, тогда, когда он познакомился с Дайаной, было 55 лет. Другому, пианисту Джонни Роуэлсу, когда он начал учить Дайану, было 63. Оба увидели в семнадцатилетней девушке совершенно уникальный талант. А уж они в талантах знали толк.
Потом поклонников таланта Дайаны стало совсем много, и ее естественным путем вытолкнуло в первые ряды джазовых вокалисток. Молодых, многообещающих и так далее. Вот тут все и случилось. Во-первых, Дайана стала в одночасье невероятно успешным джазовым проектом: мало того, что она получила несколько номинаций первой величины за свои пластинки — ее релиз 1999 года „When I Look Into Your Eyes" попал в список номинантов на главный приз „Грэмми" — „Альбом года" наряду с „Millennium" бойз-бэнда Backstreet Boys, „Supernatural" Сантаны, „Fly" от Dixie Chicks и „Fanmail" от TLC. И хотя он ни шиша не получил — награда ушла к Сантане — но факт этот стал примечательным по той причине, что джазовые релизы в эту номинацию не попадали до того уже двадцать с лишним лет. Две пластинки Кролл к тому времени были сертифицированы как „золотые". В других бы случаях был повод для гордости.Однако джазовое сообщество устроено по несколько иному принципу, нежели сообщество поп-музыкантов: с тех пор, как джаз перестал быть всенародным развлечением, оно порядком маргинализовалось. Конечно, и в былые годы не обходилось без эксцессов — в свое время Брубека за его популярность предавали анафеме, объясняя анафему его пристрастием к европейским гармониям. Но всем было ясно, что гнобили его именно за неподобающую джазмену популярность.
Дайана Кролл, впрочем, и сама была виновата: в списке своих любимых певиц постоянно называла Дину Вашингтон, Роберту Флак и Нину Симоне, которых неоднократно порицали за всеядность и пристрастие к „легким" жанрам. Да и Нэт „Кинг" Коул пропел вполоборота к роялю всю свою джазовую славу — поздние поколения его обожателей даже не подозревали, что когда-то их кумир был среди первых фортепианных виртуозов. Еще более были виноваты те, кто занимался образом певицы: встав, наконец, на ту точку зрения, что внешность у Дайаны — „мечта продюсера", ее упаковали в вечернее платье с разрезами на юбке и декольте по самое „не могу" и выпустили новую пластинку „The Look Of Love", полную фотографий девушки именно в этом вот виде. Правда и то, что материал на пластинке был отобран и аранжирован совершенно бесконфликтным образом—этакий „easy listening" для тех, кому „поп" — уже недостаточно, а джаз — еще сложно. Примерно половину списка участников на пластинке занимали „ассистенты по гардеробу мисс Кролл" и „визажисты мисс Кролл".Судя по всему, правда и то, что самой мисс Кролл вся эта история тоже была не по нраву — во всяком случае, ни на одной из многочисленных фотографий с пластинки она не выдавила и тени улыбки. Так и сидела ледяной королевой. Меж тем, в жизни мисс Кролл — человек улыбчивый, застенчивый и довольно открытый. Как бы то ни было, пластинка вышла два месяца назад и сразу заняла первое место в национальном канадском хит-параде — случай небывалый за всю историю этого хит-парада. И тогда „серьезная джазовая общественность" сказала: „Ага!"
Это было то самое „ага", после которого начинаются академические похороны. Для каждого вида исполнительского искусства есть даже определенная схема, по которой они проходят: в случае с вокалистом сначала обвиняемому инкриминируется исполнение поп-песен, а также песен в стилях „соул", R&B и „adult contemporary". Потом находятся изъяны в его технике. Наконец, человек изгоняется из небожителей: о нем говорят с легким пренебрежением или жалостью, как о проштрафившемся члене КПСС. Однако Дайане Кролл повезло: она оказалсь слишком красива, чтобы сразу поставить на ней крест. Критика выдала ей последний шанс, списав все неполадки на окружение. Но это тающее в воздухе эхо удовлетворения — оно пока осталось. Удовлетворения от того, что, дескать, предупреждали: все эти локоны, декольте, сигания по углам глазами — не доводят они до добра. Нормальная певица должна стоять как столб, звуки издавать ангельские, о плотском напоминать только текстами песен. Нечего там: сегодня декольте, а завтра — проколотый пупок.В чем-то критики, конечно, правы: много их, погнавшихся за легкой славой. Только вот красавица Дайана посмотрит на все это, пожмет плечами и уйдет к Эндрю Ллойду Веберу петь про призрака оперы. И кому тогда станет лучше?
Дискография:
1993 - Stepping out
1995 - Only Trust Your Heart
1996 - All For You (Dedication to Nat King Cole Trio)
1997 - Love Scenes
1998 - Have Yourself a Merry Little Christmas EP
1999 - When i Look in Your Eyes
2001 - The Look Of Love
2002 - Live in Paris
2003 - Heartdrops (Vince Benedetti Meets Diana Krall)
2004 - The Girl In The Other Room
2005 - Christmas Songs
2006 - From This Moment On
2007 - The Very Best Of Diana Krall
2008 - Live at Marciac
2009 - Quiet Nights
2009 - Why Should I Care
2012 - Glad Rag Doll