Isildurs Bane
Добавил veushka 09.07.2011 в 14:20
Сильмариллион
Группа Isildurs Bane была создана в 1976 г. участниками двух, распавшихся ранее, групп, работавших в области симфонического рока:
Kjell Severinsson - ударные
Jan Severinsson – флейта, скрипка
Mats Nilsson – гитара, вокал
Ingvar Johansson - бас
Bengt Johnsson - клавишные
Dan Andersson – гитара, гобой
Isildurs Bane начали свою деятельность так же, как и любая другая любительская группа, хотя и были более амбициозны. В то время участники группы проявляли огромный интерес к fantasy литературе, музыке и изобразительному искуcству, поэтому название Isildurs Bane было выбрано не случайно, т.к. соответствовало духу исполняемой ими музыки. Будучи в возрасте от 15 до 19 лет, музыканты находились под сильным влиянием британского симфо-рока, и в частности таких групп как Gentle Giant, Genesis, Yes и ELP, что и определяло стиль исполняемой музыки – типичный симфо-рок с длинными, длящимися до получаса, композициями, что вполне соответствовало времени.
В 1977 в группу приходит клавишник Mats Johansson, заменив одного из гитаристов. Так, вплоть до ухода Bengt Johnsson в 1981, Isildurs Bane будут иметь в своем составе двух клавишников, что значительно больше подходило к саунду группы, чем две гитары. Mats Johansson принес с собой немало музыкальных идей, повлиявших на формирование музыки Isildurs Bane и со временем он стал основным композитором группы. Если бы не Mats Johansson, трудно было бы сказать, где бы оказались Isildurs Bane сегодня...
С самого начала своего существования, Isildurs Bane вели активную концертную деятельность на территории Швеции, исполняя отдельные композиции, составлявшие музыкальный «багаж» Isildurs Bane на то время. В 1982 Isildurs Bane отправились в свое первое турне с Sagan om Ringen (Легенда о Кольце), в дополнение к большому количеству старого материала, часть которого хоть и была записана, но так никогда и не была издана.
Ни одна из шведских (не говоря уже об европейских) компаний звукозаписи не решались принять Isildurs Bane под свое крыло, справедливо полагая, что Швеция слишком маленькая страна для такой музыки, поэтому Isildurs Bane приняли решение основать свою собственную компанию звукозаписи Isildurs Bane НВ. Материал Sagan om Ringen даже был записан на кассету, достигнув уровня продаж в 3000 копий!
Музыка на Sagan om Ringen представлена в формате коротких композиций, длительностью от 2 до 5 минут, с ярко выраженным симфоническим звучанием клавишных, великолепной гитарой и развитой ритм-секцией. Вокал присутствует на половине треков, дополняя музыкальную картину смысловым повествованием, но явно не является одной из сильных сторон Isildurs Bane. Конечно, концепция Sagan om Ringen не нова и встречалась ранее (например у Бо Ханссона), но как музыкальная интерпретация Толкина, Sagan om Ringen весьма удачна, хотя местами стилистически напоминает Camel и Genesis.
Первый официальный альбом Isildurs Bane Sagan om den Irlandska Algen (Легенда об ирландском олене, а точнее - ископаемом олене) увидел свет в 1983, выйдя на лэйбле Swenska Unikum, с которым длительное время будут связаны Isildurs Bane. Sagan om den Irlandska Algen - это история об атомной войне и людях, переживших ее, пребывающих в безразличии, страхе и отчаянии. Тем не менее, музыка на альбоме отнюдь не столь мрачна и меланхолична – наоборот, развитая ритмика служит прекрасной основой для мелодичных инструментальных зарисовок. Формат композиций продолжает оставаться коротким, вокал по-прежнему имеется на половине треков, но иногда уже проступают отголоски того самого саунда, который потрясет поклонников в конце 80-х. В целом, альбом слушается прекрасно, хотя стилистика явно увязывается с канонами, заложенными Genesis, Camel и даже Gentle Giant несколькими годами ранее.
Второй альбом группы Sea Reflections был выпущен в 1985 и, по сравнению с дебютным альбомом, продемонстрировал серьезные изменения в музыке Isildurs Bane. Группа стала исключительно инструментальной с добавлением духовой секции, со стилем, сильно смещенным в направлении симфо-фьюжн. Альбом звучит более «современно», благодаря использованию аналоговых и цифровых синтезаторов и синтетических ударных, хотя для любителей симфопрога это может показаться слишком авангардным.
Между тем, Isildurs Bane выезжают в свое первое «международное» турне по Германии в 1986. Музыка группы была достаточно хорошо принята аудиторией, что укрепило веру Isildurs Bane в самих себя и в необходимость продолжения концертной деятельности.
Третий альбом Eight Moments of Eternity, вышедший в 1987, демонстрирует некоторое ослабление джазового звучания медной группы и возвращение к более широкому использованию клавишных и даже флейты, хотя стилистически не слишком отличается от Sea Reflections.
Концептуальность тоже была отставлена в сторону - Eight Moments of Eternity представляет собой восемь тем, практически не связанных друг с другом. На этом же альбоме в Isildurs Bane появляется и новый басист Fredrik Janacek, имевший до этого опыт в джазе, фанке, R&B; и даже театральной музыке, что оказало заметное влияние на группу.
Отказ от вокала дал Isildurs Bane возможность выражать себя исключительно посредством музыкальных инструментов, к чему, очевидно, стремились все участники группы с самого начала – выражать не смысл, но настроение. Тем не менее Isildurs Bane продолжают использовать силу слова, но уже на конвертах альбомов и в буклетах, комментируя свои идеи, заложенные в музыке. Позже, Isildurs Bane разовьют свой собственный стиль и на сцене с использованием света, слайдов, звуковых эффектов и текста, но уже не в вокальной форме а в «закадровом» виде, еще более стимулируя воображение слушателя.
В 1988 наконец издается четвертый альбом и первая работа Isildurs Bane Sagan om Ringen, пролежавшая семь лет в архиве. Этот альбом всегда много значил для самой группы – ведь именно через него к группе пришел первый успех. Isildurs Bane переписали несколько концертных треков, качество которых было слишком низким для публикации, а также, написали несколько новых тем взамен некоторых неудачных, по мнению группы, из чего и был составлен новый альбом Sagan om Ringen.
В том же году Isildurs Bane активно гастролируют в Швеции, Германии и Венгрии даже несмотря на то, что группа чуть было не прервала тур в Венгрии из-за внезапного приступа аппендицита у Матса Нильсона. Isildurs Bane все же нашли возможность продолжить гастроли, пока Нильсон был прикован к койке в венгерском госпитале.
В 1988 внимание группы привлекла статья о французском почтальоне по имени Фердинанд Шеваль, который построил знаменитый «Le Palais Ideal» – миниатюрный дворец из камней, которые он находил по дороге на работу, на что потратил 33 года. Для Isildurs Bane Шеваль и его работа представляли собой идеальный объект для оркестровой пьесы - идеей которой уже несколько лет был одержим Mats Johansson.
Пятый альбом Cheval - Volonte de rocher вышел в 1989 и ознаменовал собою уход от легкого симфо-фьюжн, характерного для предыдущих альбомов, в область камерного рока и современной классической музыки. Самое удивительное, что Isildurs Bane удалось органически соединить рок-группу и симфонический оркестр в единый организм. Cheval звучит не как группа с оркестром, где гитары, клавишные и ударные нарушают классическую стерильность оркестра, а наоборот, как единое целое - нежные мелодии соседствуют с «пальцедробительными» клавишными и тяжелым «классическим» звуком – эффект, к которому стремились многие прогрессивные группы, но редко кому удавалось его достичь. Конечный результат превзошел все ожидания – в попытке соединить, казалось бы несовместимые вещи, родилось нечто совершенно новое. Темы льются без перерыва, периодически повторяясь, но постоянно развиваясь на протяжении всего альбома. Альбом несомненно более сложный для восприятия, чем предыдущие работы Isildurs Bane, но небольшие усилия вознаградят слушателя с избытком. Что-то подобное в музыке делали тогда The Enid в Англии и Ater Crying в Венгрии.
Еще до записи собственно альбома, Isildurs Bane отправляются в турне с Cheval вместе с местным профессиональным камерным оркестром Hallands Ensemblen, расширенным небольшой медной группой. Воплотить идеи Isildurs Bane в оркестровую аранжировку помог Christian Jerhov, который прежде играл в Isildurs Bane на тромбоне. Этот тур был также первым и для нового гитариста группы Tommy Nilsson. Все декорации были изготовлены собственноручно членами группы, на что ушло несколько месяцев. Более 17000 человек увидели Isildurs Bane на этот раз, подтверждая, что проект имел грандиозный успех. С другой стороны, совместная работа группы и оркестра во время турне полностью сгладила все шероховатости благодаря стремлению музыкантов органично соединить противоборствующие стихии, а не использовать оркестр лишь как "придаток" к группе.
В конце 1989 Isildurs Bane вновь отправляются в турне, на этот раз с новым гитаристом Bo N Roth и без оркестра, по Швеции, Нидерландам, Германии, Чехословакии и Венгрии. В Чехословакии Isildurs Bane попали в самый разгар внутриполитического кризиса, который зарядил музыкантов новыми эмоциями.
В период 1990-1991 группа временно уходит в «подполье» отчасти из-за изменений в составе (Fredrik Emilson заменил ушедшего Fredrik Janacek), а отчасти из-за болезни одного из членов группы. Тем не менее группа была занята в ряде театральных проектов, имея возможность вновь ступить на неизведанные территории от классических постановок Диккенса до детских спектаклей, что было крайне необходимо для развития новых идей.
Шестой альбом группы – двойной The Voyage - A Trip to Elsewhere (1992)был начат как версия главной темы The Voyage для трио (виолончель, скрипка и фортепьяно). Музыка была написана Mats Johansson, а старинный друг группы Jan-Erik Sааf помог сделать аранжировку. Затем, совместно с полным составом Isildurs Bane, тема была разработана и дополнена, после чего группа немедленно отправилась в турне по Швеции вместе с The Zorn Trio, талантливыми музыкантами из Готенберга, «обкатывать» The Voyage. Тогда еще никто толком не знал как все это будет звучать, т.к., насколько известно, никто еще не пытался объединять группу, играющую рок с камерным трио. В результате родилась музыкальная одиссея в мир различных стилей – захватывающий калейдоскоп мелодий и ритмов уносящий слушателя одновременно в несколько измерений. Несомненно, The Voyage - A Trip to Elsewhere очень серьезная работа, возможно, слишком большая по масштабу, чтобы оценить ее за одно прослушивание.
В 1993 Isildurs Bane продолжают гастролировать с программой The Voyage совместно с Jan Schaffer и Bjоrn Jаson Lindh, которые ранее принимали участие в альбомах Cheval и The Voyage. Первый концерт был дан на площади Gоtaplatsen в Готенберге перед аудиторией в 8000 зрителей.
В 1994 выходит в свет седьмой альбом - сборник неизданного и забракованного по тем или иным причинам материала , накопленного за годы существования группы - Lost Eggs. Как правило, издания «выбраковок» всегда стараются избежать любой ценой, но в случае с Isildurs Bane это представляло определенный интерес. В альбом вошли 16 треков, записанные в период 1978-1993, а стилистически они соответствуют материалу первых четырех альбомов. Сердце сборника составляют пьесы, записанные в период 1978-1982, т.е. до появления первого альбома Isildurs Bane, что представляет интерес для слушатля, интересующегося эволюцией группы. И уж конечно, этот альбом просто противопоказан тем, кто только начинает знакомится с творчеством Isildurs Bane.
В начале 1995 Isildurs Bane отправляются на север Швеции для совместной работы с Umeа Symphony Orchestra. Виолончелист группы, Joachim Gustavsson, работал в то время в качестве руководителя USO и именно он вышел с инициативой совместной работы, которая была хорошо принята как оркестром, так и менеджментом группы. Таким образом The Voyage был аранжирован еще раз с помощью Jan-Erik Sааf и последняя версия является, по мнению группы, лучшей на сегодняшний день.
Восьмой альбом Isildurs Bane MIND Vol1 выходит в свет в 1997. Название альбома - аббревиатура от Music Investigating New Dimensions (Музыка, познающая новые измерения). Как и предыдущий альбом, MIND весьма разнообразен стилистически и представляет внушительный набор музыкальных инструментов – от скрипки до блюзовой гитары, от маримбы до виолончели. Пьесы, представленные на альбоме, создают ощущение постоянно меняющейся музыкальной атмосферы от драматичной Ataraxia с невообразимым дуэтом маримбы и виолончели до расслабленного In a State of Comprehension с флейтой и безладовым басом, от почти классической Unity до авангардного Opportunistic Walk Phase1-2. Особо примечателен трек Holistic Medicine, музыка которого сопровождает гипотетическую шахматную партию (Маттс Йоханссон кстати гроссмейстер и явно знает о чем идет речь), становясь более драматичной, по мере приближения игры к "критическим" ходам. MIND является несомненно наиболее зрелой работой группы в настоящее время.
Девятый альбом Isildurs Bane MIND Vol2 LIVE представляет собой уникальную смесь концертного (2001) и студийного материалов, смикшированных в единое целое. Основная часть альбома – коллаж из материала трех последних альбомов группы, соединенных шестью маленькими "новыми" пьесами Extroversion (phase с 1 по 6) и является наиболее почитаемым у поклонников Isildurs Bane. Жаль, что по какой-то причине, Extroversion Phase 3 (последний трек CD1) не записана на альбоме до конца - то ли не хватило емкости CD, то ли это было сделано намеренно?
Десятый альбом Mind Vol 3 является совместной работой Isildurs Bane и известного коллектива из Италии Metamorfosi Trio. Для тех, кто ожидал логического продолжения музыкальных идей, заложенных в MIND Vol.1 и Vol.2 этот альбом может принести полное разочарование и даже поставить под сомнение целесообразность дальнейшего слежения за деятельностью группы. Действительно, ничего общего с тем, что играли Isildurs Bane ранее на Mind Vol 3 нет. Мелодика, неоклассицизм, тяжелые риффы гитары, скрипка – все это напрочь исчезло из музыки Vol 3, зато в избытке появились атональные, часто раздражающие слух (и нервы) пассажи на трубе и акустической гитаре, сопровождаемые невнятным фоном синтезатора, бас-гитары и ударных. Материал альбома разделен на две неравные части: The Octagon и L'evento. Мне кажется, что такое деление в какой-то степени определяет доминирующий фактор Metamorfosi Trio на The Octagon и преобладание влияния Isildurs Bane на L'evento. Я затрудняюсь дать хоть какой-нибудь вразумительный анализ музыке этого альбома, т.к. я никогда серьезно не интересовался авангардом, но, коротко говоря, этот альбом - не для слабонервных, и уж тем более, не для приятного прослушивания дождливым вечером, усевшись у камина со стаканчиком... Однако, несмотря на почти полное неприятие мною материала Vol.3 (из-за отсутствия мелодии), этот альбом гениален - способность Isildurs Bane органично сочетать акустические и электронные инструменты в единое целое даже при отсутствии мелодического и ритмического стержня просто поражает воображение. Более того, если вам удастся заставить себя послушать этот альбом еще два-три раза подряд, то определенные треки начнут слушаться совершенно по-новому, шок, вызванный неприкрытым минимализмом, ослабит свою хватку и альбом начнет восприниматься как единое музыкальное произведение, обладающее своей уникальной красотой.
Одиннадцатый (и последний на сегодня) альбом Isildurs Bane - MIND Vol.4 (2003). После выхода в свет неоднозначного, минималистского, авангардного, и вообще трудновоспринимаемого, но совершенно гениального MIND Vol.3 с Metamorfosi Trio, все сделанное Isildurs Bane до этого альбома казалось будет навечно похоронено в архиве в разделе "детство и юношество группы" и перспективы развития музыки Isildurs Bane были как никогда туманны и расплывчаты. Особенно после краткой заметки в прессе о том, что Isildurs Bane снова запели. Именно поэтому я ждал выхода MIND Vol.4 с особым нетерпением. Скажу сразу, что MIND Vol.4 не имеет ничего общего с MIND Vol.3 и другими альбомами Isildurs Bane "вокальной" эры, зато имеет много общего с небезызвестными King Crimson последнего созыва. Первое, что бросается в глаза (точнее - в уши) - мощный, плотный саунд всего альбома и мужской вокал, часто балансирующий тембрально на грани Prozac Blues. Альбом содержит 16 треков, объединенных в 4 группы по четыре пьесы. Первая пьеса каждой группы как правило короткая, полторы-две минуты и инструментальная (точнее, саундскейповая, если продолжать аналогию с КС) остальные - в меру развернутые (до 5-8 минут) композиции с вокалом. Все песни (как и названия треков и комментарии к ним) имеют глубокий (по замыслу авторов) философский смысл и подчеркивают драматичность музыки. Помимо лидирующего мужского вокала (Christof Jeppsson) на диске присутствуют и три фемалистки (Mariette Hansson, Ann Lonnberg и Linnea Olsson), проявляясь главным образом в саундскейпах. Музыкально MIND Vol.4 весьма богат прекрасными гармониями, навевающие воспоминания о Savoy Truffle, I Know Your Name и порой о первых сольных работах Питера Гэбриэля, но, ессно, никакого плагиата. Звуковая палитра звучит значительно более "индустриально" чем MIND Vol.1 и практически полностью отсутствуют камерные неоклассичекие пассажи, хотя виолончель, скрипка и духовая секция MIND Vol.4 представлены более чем широко. Однако, основной упор сделан на гитару, разнообразные меллотронистые и прочие клавишные и ритм секцию. Результат оказался превосходным.
По материалам www.progmusic.ru
В 1977 в группу приходит клавишник Mats Johansson, заменив одного из гитаристов. Так, вплоть до ухода Bengt Johnsson в 1981, Isildurs Bane будут иметь в своем составе двух клавишников, что значительно больше подходило к саунду группы, чем две гитары. Mats Johansson принес с собой немало музыкальных идей, повлиявших на формирование музыки Isildurs Bane и со временем он стал основным композитором группы. Если бы не Mats Johansson, трудно было бы сказать, где бы оказались Isildurs Bane сегодня...
С самого начала своего существования, Isildurs Bane вели активную концертную деятельность на территории Швеции, исполняя отдельные композиции, составлявшие музыкальный «багаж» Isildurs Bane на то время. В 1982 Isildurs Bane отправились в свое первое турне с Sagan om Ringen (Легенда о Кольце), в дополнение к большому количеству старого материала, часть которого хоть и была записана, но так никогда и не была издана.
Ни одна из шведских (не говоря уже об европейских) компаний звукозаписи не решались принять Isildurs Bane под свое крыло, справедливо полагая, что Швеция слишком маленькая страна для такой музыки, поэтому Isildurs Bane приняли решение основать свою собственную компанию звукозаписи Isildurs Bane НВ. Материал Sagan om Ringen даже был записан на кассету, достигнув уровня продаж в 3000 копий!
Музыка на Sagan om Ringen представлена в формате коротких композиций, длительностью от 2 до 5 минут, с ярко выраженным симфоническим звучанием клавишных, великолепной гитарой и развитой ритм-секцией. Вокал присутствует на половине треков, дополняя музыкальную картину смысловым повествованием, но явно не является одной из сильных сторон Isildurs Bane. Конечно, концепция Sagan om Ringen не нова и встречалась ранее (например у Бо Ханссона), но как музыкальная интерпретация Толкина, Sagan om Ringen весьма удачна, хотя местами стилистически напоминает Camel и Genesis.
Первый официальный альбом Isildurs Bane Sagan om den Irlandska Algen (Легенда об ирландском олене, а точнее - ископаемом олене) увидел свет в 1983, выйдя на лэйбле Swenska Unikum, с которым длительное время будут связаны Isildurs Bane. Sagan om den Irlandska Algen - это история об атомной войне и людях, переживших ее, пребывающих в безразличии, страхе и отчаянии. Тем не менее, музыка на альбоме отнюдь не столь мрачна и меланхолична – наоборот, развитая ритмика служит прекрасной основой для мелодичных инструментальных зарисовок. Формат композиций продолжает оставаться коротким, вокал по-прежнему имеется на половине треков, но иногда уже проступают отголоски того самого саунда, который потрясет поклонников в конце 80-х. В целом, альбом слушается прекрасно, хотя стилистика явно увязывается с канонами, заложенными Genesis, Camel и даже Gentle Giant несколькими годами ранее.
Второй альбом группы Sea Reflections был выпущен в 1985 и, по сравнению с дебютным альбомом, продемонстрировал серьезные изменения в музыке Isildurs Bane. Группа стала исключительно инструментальной с добавлением духовой секции, со стилем, сильно смещенным в направлении симфо-фьюжн. Альбом звучит более «современно», благодаря использованию аналоговых и цифровых синтезаторов и синтетических ударных, хотя для любителей симфопрога это может показаться слишком авангардным.
Между тем, Isildurs Bane выезжают в свое первое «международное» турне по Германии в 1986. Музыка группы была достаточно хорошо принята аудиторией, что укрепило веру Isildurs Bane в самих себя и в необходимость продолжения концертной деятельности.
Третий альбом Eight Moments of Eternity, вышедший в 1987, демонстрирует некоторое ослабление джазового звучания медной группы и возвращение к более широкому использованию клавишных и даже флейты, хотя стилистически не слишком отличается от Sea Reflections.
Концептуальность тоже была отставлена в сторону - Eight Moments of Eternity представляет собой восемь тем, практически не связанных друг с другом. На этом же альбоме в Isildurs Bane появляется и новый басист Fredrik Janacek, имевший до этого опыт в джазе, фанке, R&B; и даже театральной музыке, что оказало заметное влияние на группу.
Отказ от вокала дал Isildurs Bane возможность выражать себя исключительно посредством музыкальных инструментов, к чему, очевидно, стремились все участники группы с самого начала – выражать не смысл, но настроение. Тем не менее Isildurs Bane продолжают использовать силу слова, но уже на конвертах альбомов и в буклетах, комментируя свои идеи, заложенные в музыке. Позже, Isildurs Bane разовьют свой собственный стиль и на сцене с использованием света, слайдов, звуковых эффектов и текста, но уже не в вокальной форме а в «закадровом» виде, еще более стимулируя воображение слушателя.
В 1988 наконец издается четвертый альбом и первая работа Isildurs Bane Sagan om Ringen, пролежавшая семь лет в архиве. Этот альбом всегда много значил для самой группы – ведь именно через него к группе пришел первый успех. Isildurs Bane переписали несколько концертных треков, качество которых было слишком низким для публикации, а также, написали несколько новых тем взамен некоторых неудачных, по мнению группы, из чего и был составлен новый альбом Sagan om Ringen.
В том же году Isildurs Bane активно гастролируют в Швеции, Германии и Венгрии даже несмотря на то, что группа чуть было не прервала тур в Венгрии из-за внезапного приступа аппендицита у Матса Нильсона. Isildurs Bane все же нашли возможность продолжить гастроли, пока Нильсон был прикован к койке в венгерском госпитале.
В 1988 внимание группы привлекла статья о французском почтальоне по имени Фердинанд Шеваль, который построил знаменитый «Le Palais Ideal» – миниатюрный дворец из камней, которые он находил по дороге на работу, на что потратил 33 года. Для Isildurs Bane Шеваль и его работа представляли собой идеальный объект для оркестровой пьесы - идеей которой уже несколько лет был одержим Mats Johansson.
Пятый альбом Cheval - Volonte de rocher вышел в 1989 и ознаменовал собою уход от легкого симфо-фьюжн, характерного для предыдущих альбомов, в область камерного рока и современной классической музыки. Самое удивительное, что Isildurs Bane удалось органически соединить рок-группу и симфонический оркестр в единый организм. Cheval звучит не как группа с оркестром, где гитары, клавишные и ударные нарушают классическую стерильность оркестра, а наоборот, как единое целое - нежные мелодии соседствуют с «пальцедробительными» клавишными и тяжелым «классическим» звуком – эффект, к которому стремились многие прогрессивные группы, но редко кому удавалось его достичь. Конечный результат превзошел все ожидания – в попытке соединить, казалось бы несовместимые вещи, родилось нечто совершенно новое. Темы льются без перерыва, периодически повторяясь, но постоянно развиваясь на протяжении всего альбома. Альбом несомненно более сложный для восприятия, чем предыдущие работы Isildurs Bane, но небольшие усилия вознаградят слушателя с избытком. Что-то подобное в музыке делали тогда The Enid в Англии и Ater Crying в Венгрии.
Еще до записи собственно альбома, Isildurs Bane отправляются в турне с Cheval вместе с местным профессиональным камерным оркестром Hallands Ensemblen, расширенным небольшой медной группой. Воплотить идеи Isildurs Bane в оркестровую аранжировку помог Christian Jerhov, который прежде играл в Isildurs Bane на тромбоне. Этот тур был также первым и для нового гитариста группы Tommy Nilsson. Все декорации были изготовлены собственноручно членами группы, на что ушло несколько месяцев. Более 17000 человек увидели Isildurs Bane на этот раз, подтверждая, что проект имел грандиозный успех. С другой стороны, совместная работа группы и оркестра во время турне полностью сгладила все шероховатости благодаря стремлению музыкантов органично соединить противоборствующие стихии, а не использовать оркестр лишь как "придаток" к группе.
В конце 1989 Isildurs Bane вновь отправляются в турне, на этот раз с новым гитаристом Bo N Roth и без оркестра, по Швеции, Нидерландам, Германии, Чехословакии и Венгрии. В Чехословакии Isildurs Bane попали в самый разгар внутриполитического кризиса, который зарядил музыкантов новыми эмоциями.
В период 1990-1991 группа временно уходит в «подполье» отчасти из-за изменений в составе (Fredrik Emilson заменил ушедшего Fredrik Janacek), а отчасти из-за болезни одного из членов группы. Тем не менее группа была занята в ряде театральных проектов, имея возможность вновь ступить на неизведанные территории от классических постановок Диккенса до детских спектаклей, что было крайне необходимо для развития новых идей.
Шестой альбом группы – двойной The Voyage - A Trip to Elsewhere (1992)был начат как версия главной темы The Voyage для трио (виолончель, скрипка и фортепьяно). Музыка была написана Mats Johansson, а старинный друг группы Jan-Erik Sааf помог сделать аранжировку. Затем, совместно с полным составом Isildurs Bane, тема была разработана и дополнена, после чего группа немедленно отправилась в турне по Швеции вместе с The Zorn Trio, талантливыми музыкантами из Готенберга, «обкатывать» The Voyage. Тогда еще никто толком не знал как все это будет звучать, т.к., насколько известно, никто еще не пытался объединять группу, играющую рок с камерным трио. В результате родилась музыкальная одиссея в мир различных стилей – захватывающий калейдоскоп мелодий и ритмов уносящий слушателя одновременно в несколько измерений. Несомненно, The Voyage - A Trip to Elsewhere очень серьезная работа, возможно, слишком большая по масштабу, чтобы оценить ее за одно прослушивание.
В 1993 Isildurs Bane продолжают гастролировать с программой The Voyage совместно с Jan Schaffer и Bjоrn Jаson Lindh, которые ранее принимали участие в альбомах Cheval и The Voyage. Первый концерт был дан на площади Gоtaplatsen в Готенберге перед аудиторией в 8000 зрителей.
В 1994 выходит в свет седьмой альбом - сборник неизданного и забракованного по тем или иным причинам материала , накопленного за годы существования группы - Lost Eggs. Как правило, издания «выбраковок» всегда стараются избежать любой ценой, но в случае с Isildurs Bane это представляло определенный интерес. В альбом вошли 16 треков, записанные в период 1978-1993, а стилистически они соответствуют материалу первых четырех альбомов. Сердце сборника составляют пьесы, записанные в период 1978-1982, т.е. до появления первого альбома Isildurs Bane, что представляет интерес для слушатля, интересующегося эволюцией группы. И уж конечно, этот альбом просто противопоказан тем, кто только начинает знакомится с творчеством Isildurs Bane.
В начале 1995 Isildurs Bane отправляются на север Швеции для совместной работы с Umeа Symphony Orchestra. Виолончелист группы, Joachim Gustavsson, работал в то время в качестве руководителя USO и именно он вышел с инициативой совместной работы, которая была хорошо принята как оркестром, так и менеджментом группы. Таким образом The Voyage был аранжирован еще раз с помощью Jan-Erik Sааf и последняя версия является, по мнению группы, лучшей на сегодняшний день.
Восьмой альбом Isildurs Bane MIND Vol1 выходит в свет в 1997. Название альбома - аббревиатура от Music Investigating New Dimensions (Музыка, познающая новые измерения). Как и предыдущий альбом, MIND весьма разнообразен стилистически и представляет внушительный набор музыкальных инструментов – от скрипки до блюзовой гитары, от маримбы до виолончели. Пьесы, представленные на альбоме, создают ощущение постоянно меняющейся музыкальной атмосферы от драматичной Ataraxia с невообразимым дуэтом маримбы и виолончели до расслабленного In a State of Comprehension с флейтой и безладовым басом, от почти классической Unity до авангардного Opportunistic Walk Phase1-2. Особо примечателен трек Holistic Medicine, музыка которого сопровождает гипотетическую шахматную партию (Маттс Йоханссон кстати гроссмейстер и явно знает о чем идет речь), становясь более драматичной, по мере приближения игры к "критическим" ходам. MIND является несомненно наиболее зрелой работой группы в настоящее время.
Девятый альбом Isildurs Bane MIND Vol2 LIVE представляет собой уникальную смесь концертного (2001) и студийного материалов, смикшированных в единое целое. Основная часть альбома – коллаж из материала трех последних альбомов группы, соединенных шестью маленькими "новыми" пьесами Extroversion (phase с 1 по 6) и является наиболее почитаемым у поклонников Isildurs Bane. Жаль, что по какой-то причине, Extroversion Phase 3 (последний трек CD1) не записана на альбоме до конца - то ли не хватило емкости CD, то ли это было сделано намеренно?
Десятый альбом Mind Vol 3 является совместной работой Isildurs Bane и известного коллектива из Италии Metamorfosi Trio. Для тех, кто ожидал логического продолжения музыкальных идей, заложенных в MIND Vol.1 и Vol.2 этот альбом может принести полное разочарование и даже поставить под сомнение целесообразность дальнейшего слежения за деятельностью группы. Действительно, ничего общего с тем, что играли Isildurs Bane ранее на Mind Vol 3 нет. Мелодика, неоклассицизм, тяжелые риффы гитары, скрипка – все это напрочь исчезло из музыки Vol 3, зато в избытке появились атональные, часто раздражающие слух (и нервы) пассажи на трубе и акустической гитаре, сопровождаемые невнятным фоном синтезатора, бас-гитары и ударных. Материал альбома разделен на две неравные части: The Octagon и L'evento. Мне кажется, что такое деление в какой-то степени определяет доминирующий фактор Metamorfosi Trio на The Octagon и преобладание влияния Isildurs Bane на L'evento. Я затрудняюсь дать хоть какой-нибудь вразумительный анализ музыке этого альбома, т.к. я никогда серьезно не интересовался авангардом, но, коротко говоря, этот альбом - не для слабонервных, и уж тем более, не для приятного прослушивания дождливым вечером, усевшись у камина со стаканчиком... Однако, несмотря на почти полное неприятие мною материала Vol.3 (из-за отсутствия мелодии), этот альбом гениален - способность Isildurs Bane органично сочетать акустические и электронные инструменты в единое целое даже при отсутствии мелодического и ритмического стержня просто поражает воображение. Более того, если вам удастся заставить себя послушать этот альбом еще два-три раза подряд, то определенные треки начнут слушаться совершенно по-новому, шок, вызванный неприкрытым минимализмом, ослабит свою хватку и альбом начнет восприниматься как единое музыкальное произведение, обладающее своей уникальной красотой.
Одиннадцатый (и последний на сегодня) альбом Isildurs Bane - MIND Vol.4 (2003). После выхода в свет неоднозначного, минималистского, авангардного, и вообще трудновоспринимаемого, но совершенно гениального MIND Vol.3 с Metamorfosi Trio, все сделанное Isildurs Bane до этого альбома казалось будет навечно похоронено в архиве в разделе "детство и юношество группы" и перспективы развития музыки Isildurs Bane были как никогда туманны и расплывчаты. Особенно после краткой заметки в прессе о том, что Isildurs Bane снова запели. Именно поэтому я ждал выхода MIND Vol.4 с особым нетерпением. Скажу сразу, что MIND Vol.4 не имеет ничего общего с MIND Vol.3 и другими альбомами Isildurs Bane "вокальной" эры, зато имеет много общего с небезызвестными King Crimson последнего созыва. Первое, что бросается в глаза (точнее - в уши) - мощный, плотный саунд всего альбома и мужской вокал, часто балансирующий тембрально на грани Prozac Blues. Альбом содержит 16 треков, объединенных в 4 группы по четыре пьесы. Первая пьеса каждой группы как правило короткая, полторы-две минуты и инструментальная (точнее, саундскейповая, если продолжать аналогию с КС) остальные - в меру развернутые (до 5-8 минут) композиции с вокалом. Все песни (как и названия треков и комментарии к ним) имеют глубокий (по замыслу авторов) философский смысл и подчеркивают драматичность музыки. Помимо лидирующего мужского вокала (Christof Jeppsson) на диске присутствуют и три фемалистки (Mariette Hansson, Ann Lonnberg и Linnea Olsson), проявляясь главным образом в саундскейпах. Музыкально MIND Vol.4 весьма богат прекрасными гармониями, навевающие воспоминания о Savoy Truffle, I Know Your Name и порой о первых сольных работах Питера Гэбриэля, но, ессно, никакого плагиата. Звуковая палитра звучит значительно более "индустриально" чем MIND Vol.1 и практически полностью отсутствуют камерные неоклассичекие пассажи, хотя виолончель, скрипка и духовая секция MIND Vol.4 представлены более чем широко. Однако, основной упор сделан на гитару, разнообразные меллотронистые и прочие клавишные и ритм секцию. Результат оказался превосходным.
По материалам www.progmusic.ru