JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Eberhard Weber - 10 Мая 2011

Eberhard Weber

Добавил Ronald 10.05.2011 в 08:18

" Музыка Вебера - этот тот самый глоток свежего воздуха, который многие
ищут на релизах любимых музыкантов, но, к сожалению, порой сталкиваются
лишь с монументальным академизмом сложнейших построений, с музыкой "от
головы" и "для головы". Новизна и неповторимость звучания Веберовского
инструмента вкупе с его гениальными мелодиями и талантливыми
аранжировками разрушают наши стереотипы о контрабасе как таковом и о
симфо-джаз-роке в целом." (Дм. Сенчаков).



Басист, виолончелист и композитор Эберхард Вебер родился 22 января 1940 года в Штутгарте (Германия), в семье классически образованного профессионального музыканта. Он впервые прикоснулся к виолончели в возрасте 6 лет. Этому способствовало то, что в первые послевоенные годы его отец подрабатывал уроками игры на виолончели и пианино. С детства отец привил маленькому Эберхарду любовь и уважение к творческому наследию своих любимых композиторов, французам Морису Равелю (Moris Ravel) и Габриэлю Форе (Gabriel Fauré). Пока не начал ломаться голос, Эберхард пел в хоре Хорста Янковски (Horst Jankowski). В начале 50-х его отец увлекся творчеством малоизвестных тогда композиторов: минималиста Стива Райха (Steve Reich) и отличавшегося плотным фактурным звучанием венгра Джорджи Лигети (György Ligeti). Их необычная для того времени музыка, наполненная свежим чувством текстуры и тональности, загадочными ритмическими мотивами и скользящими обертонами, оплодотворила юношеское воображение Вебера.Во второй половине 50-х Вебер играл на виолончели в школьном оркестре. Он вспоминает, что в углу репетиционной одиноко стоял запыленный дабл-бас, на котором никто не играл. Преподаватель давно уже предлагал любому желающему взяться за изучение этого инструмента. В те годы ищущие себя молодые музыканты не могли не обратить внимание на джаз. Вебер приобщился к этой музыке уже в возрасте 16 лет и решил, а почему бы дополнительно к виолончели не освоить еще и контрабас? Он основывался на том, что на виолончели не очень то сподручно играть джаз, а контрабас вряд ли так уж сложен, чтобы это вынудило забросить основные музыкальные занятия. Он прибирает к рукам школьный инструмент, который поглощает все его свободное время. Параллельно он изучает не только игру на контрабасе, но и джазовую композицию. Его первыми кумирами были Пол Чэмберс (Paul Chambers) и Рэй Браун (Ray Brown), увлечение которыми подтвердило его вкус к современному джазу. Вебер вспоминает, что первый джазовый стандарт, который он выучил, был Ширинговский (George Shearing) "Lullaby Of Birdland". Чуть позже он столкнулся с манерой игры Скотта ЛяФэйро (Scott LaFaro) из трио Билла Эванса (Bill Evans). "Я полагаю, что его можно называть Чарли Паркером (Charlie Parker) контрабаса; огромный шаг вперед", - говорит про ЛяФэйро Эберхард. Влюбившись в бас, Вебер так никогда и не смог смириться с тем, что он является инструментом заднего плана и в джазе ему отведена второстепенная роль.



В начале 60-х, будучи приглашенным поиграть на Дюссельдорфском Фестивале Любительского Джаза (Dusseldorf Amateur Jazz Festival) он встречается с немецким пианистом Вольфгангом Даунером (Wolfgang Dauner). Из нескольких наспех сыгранных дуэтов рождается крепкое сотрудничество, продолжавшееся где-то до 1987 года. Трио Даунера, в которое входил также американский барабанщик Фрэд Брэйсфал (Fred Braceful), изначально создавалось под впечатлением от трио пианиста Билла Эванса, басиста Скотта ЛяФэйро и американского армянина барабанщика Пола Мотяна (Paul Motian), но сразу же начало экспериментировать со свободной импровизацией и оставило такие краеугольные записи, как "Dream Talk" 1964, CBS BPG62478 и "Free Action" 1967, Saba Records 15095.Начало семидесятых, как известно, ознаменовалось взрывным развитием джаз-рока. Вебер признавался, что его любимым басистом оставался Скотт ЛяФэйро, кроме того, он был особенно вдохновлен музыкой Miles Davis и группы Weather Report, продолжая отдавать должное и романтической Европейской классической музыке. Вебер появляется в качестве традиционного басиста на джазовых релизах. У гитариста Джо Пасса (Joe Pass) в 1970 году, и даже у скрипача Стефана Грапелли (Stephane Grappelli) в 1971. Интересно его сотрудничество в том же году с Рольфом Кунном (Rolf Kühn). Наконец, на пластинках пианиста Монти Александера (Monty Alexander) "Love And Sunshine" 1974, MPS 22620 и "Unlimited Love" 1974, MPS 22787 Вебер в последний раз берет в руки обычный 4-струнный контрабас, которому у него уже давно готова футуристическая замена.Дело в том, что еще на рубеже 60-х и 70-х годов Веберу пришла в голову идея соорудить "электробас" (его собственный термин). Он объясняет это тем, что к концу 60-х годов музыка стала громкой и обычный акустический бас сразу как-то потерялся. Он попытался было использовать старинный итальянский инструмент с огромной декой, но это породило другие прозаические проблемы, так как просто носить этот инструмент было нелегко, не говоря уже о том, что он пролезал далеко не в каждую дверь.



В 1972 году Вебер наконец-то воплощает первоначальную идею в жизнь. Этот самодельный пятиструнный электрифицированный контрабас (Вебер добавил высокую До) объединяет небольшую трапециевидную деку с длинным грифом от акустического дабл-бас и несколько звукоснимателей. Его вид наводит на мысль о скульптуре в стиле модерн, настолько неожиданен и лаконичен его дизайн. Детище Вебера обладает особым глубоким сустейном, более пространственными обертонами, его звучание прозрачнее и лиричнее, оно очень хорошо подходит для мелодических ударений. Он находит "новый звук" с помощью своего нового 5-струнного инструмента и записывает в декабре 1973 года свой первый соло-альбом "The Colours of Chloe" 1974, ECM 1042. Это великолепная и уникальная запись была шумно приветствована критиками и в 1975 году завоевала приз Западно-Германской Академии Звукозаписи (West German Phono-Akademie).В декабре 1978 года Вебер в качестве сессионного музыканта участвует в записи сольного проекта Яна Гарбарека "Photo With Blue Sky, White Cloud, Wires, Windows and a Red Roof" 1979, ECM 1135. Четыре года спустя, когда норвежский саксофонист решает радикально изменить состав своей группы, он делает Веберу официальное предложение войти в состав Jan Garbarek Group. Позже, Гарбарек еще неоднократно поменяет состав, но Вебер останется с ним бессменно. Нынче их объединяет четверть века крепкой дружбы и тесный творческий союз.

Discography

As leader

* The Colours of Chloë (1973)
* Yellow Fields (1975)
* The Following Morning (1976)
* Silent Feet (1977)
* Fluid Rustle (1978)
* Little Movements (1980)
* Later That Evening (1982)
* Chorus (1984)
* Orchestra (1988)
* Pendulum (1993)
* Endless Days (2001)
* Stages of a Long Journey (2007)
* Colours (2010)

3 комментария

санди Спам
10.05.2011 в 08:37 | материал
такой грустный-грустный и загадочный дядя... smile

Спасибо! Сечас буду всё качать, слушать и начну ходить тоже такой задумчивый-задумчивый. smile

Ronald Спам
10.05.2011 в 09:12 | материал
Скорее не грустный , а одухотворённый smile Качай всё не пожалеешь! biggrin
vp_1974 Спам
10.05.2011 в 15:55 | материал
Рома еще бы о Холланде бы так - тебе бы цены небыло!
Того же поля ягода - классный дяхан! biggrin
В качковый день все забиру

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: