JAZZ, ART-ROCK И ДРУГАЯ ХОРОШАЯ МУЗЫКА
/ Алексей Козлов и Арсенал - 13 Октября 2012

Алексей Козлов и Арсенал

Добавил Slavonn 13.10.2012 в 01:25


Джазмен Алексей Козлов:
"Я полюбил джаз в те времена, когда Жданов произнес свою знаменитую фразу: "От саксофона до ножа - один шаг!.."



 - биографическая анкета
заполнена в рамках проекта по созданию интерактивной энциклопедии российского джаза (1997)
    Козлов Алексей Семенович ("Козел на саксе")
    Дата рождения - 13 октября 1935 года , Москва
    Родители: отец - Козлов Семен Филлипович (ум. 1976) психолог, доцент МГПИ им. Ленина. Мать - Толченова Екатерина Ивановна, теоретик и преподаватель музыки. Пра-прадед по материнской линии - Виноградов Петр Ильич был протоиереем и ключарем Успенского Собора Московского Кремля, его зять, прадед - Полканов Иван Гаврилович был протодьяконом в Успенском Соборе.
    Семейное положение: женат, жена - Абсалямова Ляля Абдрахмановна, преподаватель английского языка, сын - Козлов Сергей Алексеевич, кинооператор, дважды лауреат премии "Ника".
    Образование: высшее, в 1962 году закончил Московский Архитектурный институт, музыкальное - среднее, в конце 70-х получил диплом 2-го Московского Областного музыкального училища. Композитор, Член Союза Композиторов СССР с 1986 года. С 1995 года - руководитель отдела эстрады и джаза Госконцерта. Саксофонист ( альт-саксофон и сопрано-саксофон). Аранжировщик. Специалист в области компьютерно-электронных технологий. Исполнительская деятельность в различных комбинациях - в дуэте с пианистом, со струнным квартетом, с ансамблем "Арсенал". Композиторская практика в собственной электронно-компьютерной студии, публицистическая деятельность, автор-ведущий музыкальной программы. Продюсерская деятельность в должности руководителя отдела эстрадной и джазовой музыки Госконцерта, индивидуальный менеджмент.
   


   Музыкальная карьера: в середине 50-х начал работать на подпольных "халтурах" в качестве пианиста. На саксофон перешел весной 1957 года. Создал свой коллектив, выступавший на нелегальных концертах. В 1961 году принял участие в создании первого в СССР джазового кафе "Молодежное", где работал со своим квинтетом до 1966 г. С конца 1966 по 1968 год работал в оркестре ВИО-66, руководимом Юрием Саульским. С 1963 по 1976 г. работал научным сотрудником отдела теории дизайна ВНИИ Технической Эстетики. Написал диссерацию по истории часов и ряд статей по теории проектирования. В 1968 г. организовал джаз-клуб в кафе "Ритм". В 1969 г. организовал джаз-клуб в кафе "Печора", где играл со своим квартетом до 1971 года. В 1973 г. собрал джаз-рок ансамбль "Арсенал", который в 1976 году был принят на работу в Калининградскую областную филармонию. С 1990 года "Арсенал" существует как независимый коллектив. В 1987 году организовал секцию рок-музыки и Ассоциацию "Пост-рок" в Союзе Композиторов Москвы. В начале 90-х участвовал в создании в Москве ночного джаз-клуба "Аркадия" (до 1995). В 1996 году в Овальном Зале ДК "Каучук" организовал Джаз-рок-студию (до мая 1997).

    Кумиры в джазе: личность - Дюк Эллингтон, тип джазмена - Майлз Дэйвис, саксофонисты - Джулиан "Кэннонбол" Эддерли, Ян Гарбарек, современные композиторы - Джо Завинул, Пэт Мэтени.
    Играл практически во всех стилях джаза, начиная с мэйнстрима, бопа, кула, хард-бопа, модального и фри-джаза, прошел также исполнительскую и композиторскую практику в стилях джаз-рок, фанки-фьюжн, блюз-рок, ECM, New Wave, Hip-Hop, Techno, New Age, New World. Главная задача - обогащение российской музыкальной культуры путем привнесения в нее всех современных видов инструментальной импровизационной музыки.

    Участник всех Московских и большинства Всесоюзных джазовых фестивалей в советские времена. Участник зарубежных фестивалей - "Jazz Jamboree-62", "Jazz Jamboree-78" , Прага-65, Надьканиж-71 (Венгрия), Berliner Jazz Tage- 80 г.(Западный Берлин), Братиславские Джазовые Дни - 80 г., Jazz Rally-94 (Дюссельдорф). Участие во многих фестивалях дружбы и Днях культуры за рубежом - в Индии, Германии, Чехословакии.
    Заслуженный артист РСФСР. Лауреат многих фестивалей джаза, лично и как руководитель своего ансамбля. Из последних достижений - приз "Овация", присужденный ансамблю "Арсенал" в номинации "Лучший джазовый коллектив" за 1995 год.
    Упоминание в Б.С.Э. том 8, статья "Джаз", раздел Советский джаз. Статья в "Музыкальном энциклопедическом словаре" - Козлов А.С. В известной на Западе книге американского журналиста Хедрика Смита "The Russians" часть главы N 7 ("The Youth") посвящена А. Козлову и ансамблю "Арсенал". Упоминание об А. Козлове в книге американского критика Фрэда Старра "Red and Hot". Статьи в ряде европейских джазовых словарей и энциклопедий (Дания, Чехословакия, Польша). Упоминание в ряде отечественных музыкальных изданий, А. Баташев "Советский джаз", сборник "Советский джаз" (под ред. А. Медведева), А. Троицкий "Рок в СССР", Е. Федоров "Рок в нескольких лицах" и др...

    Главное достижение - создание отечественного джаз-рока.
    Последователи - очевидно, многие из отечественных музыкантов, исполняющих современный джаз-рок-фьюжн.
    Хобби - нет. Увлечение или вторая профессия - компьютерные технологии, второе увлечение - социо-исторические исследования, евразийство, Лев Гумилев, Юрий Лотман.
    Характер - тяжелый для окружающих из-за непримиримости к неточным и недобросовестным людям. Страдаю от прямолинейности. Индивидуалист, разумный эгоист и сноб с детства, неприязнь к толпе. Склонность к скромной, трезвой жизни. По этой причине - ограниченный круг близких людей. Когда интересно - работоспособность большая, когда неинтересно - абсолютная лень и безволие.
    Что запомнилось больше всего: знакомство и джем-сэшн с Дюком Эллингтоном в 1971 году. Пропажа саксофона в кафе "Печора". Концерт "Арсенала" в "Спасо Хаузе" - Доме Посла Соединенных Штатов в СССР, в 1974 году. Потрясение - услышать запись зтого концерта по "Голосу Америки", а свое имя - из уст Уиллиса Коновера. Первое посещение Индии в 1984 году. Участие в театральной постановке "Джазмен" в качестве актера, на Международном театральном фестивале в Вудстоке (США), в 1989 году. Выступление с "Арсеналом" и грузинской певицей Тамарой Гвердцители на сцене "Карнеги Холла" в 1995 году. Выступление с ансамблем Юрия Башмета в Большом зале Московской Государственной Консерватории в 1995 г. Преподавание "мастер-класса" на джазовом факультете в Университете Оклахома-Сити (США) в 1994 году. Короткая беседа с Президентом США Биллом Клинтоном на приеме в Москве, в 1996 году. Сольный концерт с симфоническим оркестром Московской Филармонии (музыка французских композиторов) в 1997 году, в Концертном зале им. Чайковского.

Краткая история группы

    Как это не странно, но рождением своим новый коллектив был обязан пропаже саксофона у Алексея Козлова в кафе "Печора".   К этому моменту Алексей Козлов  был убежденным авангардистом, игравшим и исповедывавшим так называемый "фри-джаз".  И вот, оставшись на время без дела, профессиональный джазмен  начал с интересом прислушиваться к тому, что творилось с музыкой вокруг, вне рамок джаза. А происходило очень многое - появился целый пласт  произведений в рок-культуре и некоторые ее образцы не уступали по сложности и изощренности тому, что было создано в современном джазе. После долгого изучения новой для себя музыки Алексей Козлов решает собрать коллектив, играющий в этом стиле. Это было довольно трудно, так как подавляющее число джазовых музыкантов с пренебрежением относились к року и наотрез отказались играть такую музыку, а музыканты из рок-среды хотя и чувствовали рок душой, но имели  довольно низкий уровень исполнительского мастерства. Прошло почти три года в поисках музыкантов.

      И вот первая репетиция джаз-роковой группы АРСЕНАЛ состоялась.  Произошло это 17 октября 1973 года. Уже через месяц была готова программа нового коллектива. Она состояла из основных арий из оперы "Jesus Christ Superstar", ряда рок-хитов , песен из репертуара "Chicago" и "Tower of Power", а также блока инструментальных пьес типа "Freedom Jazz Dance" Эдди Хэрриса, но на ритмической основе, свойственной направлению джаз-рок. 1974 год начался для для группы серией концертов по клубам, Домам культуры и залам НИИ. Музыканты играли и пели так профессионально, что об ансамбле моментально узнали все, кто интересовался неофициальным искусством. Залы заполнялись непонятно откуда появлявшимися "хиппи", которые умудрялись просачиваться даже в закрытый Курчатовский институт. По мере роста популярности группа сразу попала в полосу внимания  властей.  Песни  на непонятном языке, религиозная тематика и выступления, заканчивающиеся, как правило, какими-нибудь эксцессами. В общем ,естественно, что Алексея Козлова пригласили "куда-надо" и после долгого разговора и  проверок, не найдя подсудных правонарушений в действиях коллектива, группу помещают в черный список, запретив тем самым любые выступления в городе Москве. Продлится это вплоть до Олимпиады-80. Только благодаря музыковеду Аркадию Петрову, старому приятелю Алексея Козлова, который в 1974 году работал на Всесоюзном радио, удалось неофициально "выбить" студию на пару часов в здании Государственного Дома по Радиовещанию и Звукозаписи, где АРСЕНАЛУ удалось зафиксировать восемнадцать пьес самого первого репертуара "Арсенала". Две из них представлены в закладке "Музыка". Чтобы не нарваться на крупную провокацию и сохранить коллектив, Козлову пришлось отказаться  от каких-либо подпольных выступлений.  Тем не менее группа продолжала репетиции, но отсутствие контакта со слушателями изматывало всех.
     В конце 1975 года, на одну из репетиций АРСЕНАЛА пришел человек, представившийся директором Калининградской областной филармонии, по имени Андрей Александрович Макаров и приглашает АРСЕНАЛ на профессиональную работу.  Превращение из затравленных подпольщиков в профессиональных гастролеров было очень непростым с психологической точки зрения. Многие музыканты оказались неготовыми к этому. Начались серии официальных гастролей по провинциальным городам Союза, но это был огромный шаг вперед.  После первых же гастролей в местных газетах начали выходить не просто положительные, а какие-то панегирические статьи с оценкой программы. Во многих городах нашлись замечательные журналисты и музыковеды, которые искренне оказали нашему ансамблю очень мощную и своевременную поддержку.

       Во время гастролей в 1977 году в Ригу, руководитель местного отделения фирмы "Мелодия" Александр Гривас решил, никого не спрашивая, записать программу в студии. В Москве такое было невозможным. Пластинка была записана всего за две смены. Группа уезжает из из Риги, безо всякогй уверенности в том, что это будет опубликовано. Однако запись всплывает три года спустя и издается отдельной пластинкой. В закладке "Музыка" представлена композиция "Сюита в ля-бемоль мажоре" из этого альбома с великолепным вокальным  фрагментом, где Мехрдад Бади и Тамара Квирквелия исполняют песню на замечательные слова Расула Гамзатова, в переводе Иосифа Козловского, "Молитва". Это была последняя запись вокальной группы АРСЕНАЛА. С конца 1977 АРСЕНАЛ стал играть чисто инструментальную музыку.  Мехрдад Бади, не бывший гражданином СССР, уезжает в Лондон учиться в музыкальном колежде, а Тамара Квирквелия выходит замуж за итальянца.
       За время существования ансамбля он несколько раз менял свой стиль, состав музыкантов и технического персонала. Но основной костяк анасмбля все же составляли те, кто проникался главной идеей - поиска сплава разных направлений, несмотря на их кажущуюся несовместимость. В первый период профессиональной работы это были: клавишники Игорь Саульский и Вячеслав Горский, гитарист Виталий Розенберг, бас-гитаристы Виктор Заикин и Анатолий Куликов, барабанщик Станислав Коростелев, исполнитель на перкашн (народные ударные инструменты - конго, бонги, маракасы и т.п.) Валерий Демин и группа духовых инструментов - Вадим Ахметгареев, Валерий Таушан, Александр Горобец, Анатолий Сизонов и Евгений Пан. В 1982 Горский-Куликов-Зинчук создают новый коллектив КВАДРО,  и Алексей Козлов набирает новый коллектив, но профессионализм и пластическое мастерство нового состава остались на очень высоком уровне.  АРСЕНАЛ, пройдя сквозь сложную череду рекарнаций, по сей день радует благодарных слушателей своей неповторимой Музыкой.

Участники ансамбля Арсенал (1973 - 2002)
Клавишные инструменты -
Игорь Саульский, Вячеслав Горский, Григорий Славин, Вадим Лоткин, Михаил Альперин, Александр Беляев, Андрей Виноградов, Андрей Денисов, Вячеслав Сержанов, Дмитрий Илугдин
Гитара -
Вячеслав Корпачачев, Виталий Розенберг, Игорь Дегтярюк, Виктор Зинчук, Андрей Батурин, Павел Брюн (акустическая гитара, пантомима), Иван Смирнов, Константин Серов, Игорь Бойко
Бас-гитара -
Сергей Стодольник, Александр Богдановский, Виктор Заикин, Анатолий Бабий (электро-бас), Анатолий Куликов, Валентин Лезов, Сергей Катин, Евгений Шариков.
Ударные инструменты -
Сергей Ходнев, Василий Изюмченко, Станислав Коростелев, Валерий Брусиловский, Виктор Сигал, Николай Карсаулидзе, Алексей Гагарин, Аркадий Баклагин, Вано Авалиани, Юрий Семенов
Перкашн -
Михаил Мошков, Валерий Демин
Труба -
Александр Чиненков, Валерий Юдин, Анатолий Сизонов, Евгений Пан, Борис Кузнецов, Дмитрий Мамохин
Тромбон -
Вадим Ахметгареев, Александр Горобец, Валерий Таушан
Саксофон -
Алексей Козлов, Александр Пищиков, Станислав Григорьев, Симон Ширман, Валерий Кацнельсон, Павел Григорьев
Скрипка -
Игорь Щербинин, Симон Ширман
Вокал -
Валерий Вернигора, Олег Тверитинов, Тамара Квирквелия, Мехрдад Бади
Менеджмент -
Юрий Феофанов, Ирина Карпатова



Новый состав ансамбля "Арсенал" начал репетиции в январе 1999 года. Основной стилистический замысел остался прежним - это сплав самых разных музыкальных направлений, как в рамках всей программы, так иногда в пределах одной пьесы. За последнее десятилетие стилистический диапазон ансамбля несколько изменился за счет влияния новых тенденций в современной музыке. Но главный принцип остался прежним: ритмическая база - джаз-рок и фанки-фьюжн, каждый участник - солист-импровизатор.

   
Дискография Арсенал

    * 1974 — Запись в ГДРЗ
    * 1975 — Концерт в Таллине
    * 1980 -  Арсенал
    * 1982 — Своими руками (переиздана в США «East Wind Records»)
    * 1984 — Второе дыхание (LP)
    * 1985 — Спорт и музыка
    * 1989 — Арсенал-5 (LP)
    * 1990 — Арсенал-6 (LP)
    * 1991 -  Alexej Kozlov and his Arsenal (CD)
    * 1991 — Неизвестный Арсенал
    * 1992 — Неизданный Арсенал
    * 1998 - Burned by Time (Опаленные временем)
    * 1995 — Арсенал на радио Панорама
    * 1999 — Концерт в Форте
    * Река времен, инструментальные композиции, 2 CD, композитор Е.Канапьянов.
    * 2000    "Arsenal" Live at the Forte Club"    
    * 2003 - Линии жизни
    * 2010 - Связь времён
    * 2011 - Reconciliation

КОЗЛОВ АЛЕКСЕЙ И ансамбль АРСЕНАЛ - "Собрание сочинений в 7 томах" 8 CD (2005)
   
  
    * Arsenal. Underground (Подпольный)
    * Arsenal. Unknown. 2 CD (Неизвестный)
    * Arsenal. A Dangerous Game (Опасная игра)
    * Arsenal. "... With Our Own Hands" (Своими руками)
    * Arsenal. Nostalgie (Ностальгия)
    * Arsenal. On Air (В эфире)
    * Arsenal. The Seventh Incarnation(Седьмое воплощение)




Сольная дискография

    * 1969 - До Арсенала
    * 1996 - Горы Киммерии
    * 1996 - Ностальгия
    * 1998 - Ars Nova трио (с Ars Nova Trio)
    * 1996 - Пионерские блатные песни (с А. Макаревичем)
    * 1998 - Пионерские-блатные-2 (с А. Макаревичем)
    * 1996 - Алексей Козлов с Квартетом им. Шостаковича
    * 2006 Алексей Козлов и Twins квартет   (Концерт в Киевской филармонии 9 октября 2000 года)
    * 2006 - Легенда


Скачать книгу А.Козлова Рок : история и развитие

Скачать Видео

Алексей Козлов и Арсенал - 30 лет *Опаленные временем* - 2005

8 комментария

Slavonn Спам
06.04.2009 в 13:25 | материал
В 2005 году увидел свет BOX SET - КОЗЛОВ АЛЕКСЕЙ И ансамбль АРСЕНАЛ - "Собрание сочинений в 7 томах" 8 CD , который хочу представить вашему вниманию, ознакомившись с данным релизом можно, пусть не полностью, но довольно глубоко изведать творчество Арсенала.
crimsondelia Спам
02.12.2009 в 22:39 | материал
спасибо. волшебная музыка. талантливейший, разносторонний человек. я в восторге.
Lady Спам
04.12.2009 в 16:52 | материал
Помогите, пожалуйста, найти композицию "Бабий яр", исполненную в Киеве пару лет назад. В любом формате и за любые деньги smile
Genelll Спам
01.01.2010 в 17:59 | материал
Всякой музыки понаслушался с тех пор , как заимел безлимитный нет . Лучше Арсенала - не слышал . Люблю давно Козлова - как-то случайно с рук купил билет и послушал живьём - воспоминания на всю жизнь . Спасибо
Slavonn Спам
13.10.2012 в 01:27 | материал
Вот решил поднять темку, а заодно немного дополнить дискографию маэстро.
Slavonn Спам
14.10.2012 в 21:30 | материал
Вот ребята, вряд ли кто поверит, но, сидел я вчера вечером и жуть как захотелось послушать Арсенал, потом я выложил новые альбомы, потом поднял эту тему на верх, потом переслушал еще 3 альбома, все это было 13 октября , а этот день друзья это именины Алексея Семеновича, вот фиг поверите, но про день рождения я вспомнил уже сегодня 14 surprised
Ronald Спам
14.10.2012 в 22:42 | материал
Что то много чудес на сайте в последнее время biggrin то тарелками пугают, дескать подлые летают smile А я завта на хоккей иду...приезжает к нам Донбасс (Донецк) wacko
букварь Спам
15.10.2012 в 01:48 | материал
Да, Рома, я рад за Украину, что она подключилась к хоккейному процессу.

Оставить комментарий

Подписка:1
Код *: