Алексей Козлов и Арсенал
Добавил Slavonn 13.10.2012 в 01:25
Джазмен Алексей Козлов: "Я полюбил джаз в те времена, когда Жданов произнес свою знаменитую фразу: "От саксофона до ножа - один шаг!.."
- биографическая анкета
заполнена в рамках проекта по созданию интерактивной энциклопедии российского джаза (1997)
Козлов Алексей Семенович ("Козел на саксе")
Дата рождения - 13 октября 1935 года , Москва
Родители: отец - Козлов Семен Филлипович (ум. 1976) психолог, доцент МГПИ им. Ленина. Мать - Толченова Екатерина Ивановна, теоретик и преподаватель музыки. Пра-прадед по материнской линии - Виноградов Петр Ильич был протоиереем и ключарем Успенского Собора Московского Кремля, его зять, прадед - Полканов Иван Гаврилович был протодьяконом в Успенском Соборе.
Семейное положение: женат, жена - Абсалямова Ляля Абдрахмановна, преподаватель английского языка, сын - Козлов Сергей Алексеевич, кинооператор, дважды лауреат премии "Ника".
Образование: высшее, в 1962 году закончил Московский Архитектурный институт, музыкальное - среднее, в конце 70-х получил диплом 2-го Московского Областного музыкального училища. Композитор, Член Союза Композиторов СССР с 1986 года. С 1995 года - руководитель отдела эстрады и джаза Госконцерта. Саксофонист ( альт-саксофон и сопрано-саксофон). Аранжировщик. Специалист в области компьютерно-электронных технологий. Исполнительская деятельность в различных комбинациях - в дуэте с пианистом, со струнным квартетом, с ансамблем "Арсенал". Композиторская практика в собственной электронно-компьютерной студии, публицистическая деятельность, автор-ведущий музыкальной программы. Продюсерская деятельность в должности руководителя отдела эстрадной и джазовой музыки Госконцерта, индивидуальный менеджмент.
Музыкальная карьера: в середине 50-х начал работать на подпольных "халтурах" в качестве пианиста. На саксофон перешел весной 1957 года. Создал свой коллектив, выступавший на нелегальных концертах. В 1961 году принял участие в создании первого в СССР джазового кафе "Молодежное", где работал со своим квинтетом до 1966 г. С конца 1966 по 1968 год работал в оркестре ВИО-66, руководимом Юрием Саульским. С 1963 по 1976 г. работал научным сотрудником отдела теории дизайна ВНИИ Технической Эстетики. Написал диссерацию по истории часов и ряд статей по теории проектирования. В 1968 г. организовал джаз-клуб в кафе "Ритм". В 1969 г. организовал джаз-клуб в кафе "Печора", где играл со своим квартетом до 1971 года. В 1973 г. собрал джаз-рок ансамбль "Арсенал", который в 1976 году был принят на работу в Калининградскую областную филармонию. С 1990 года "Арсенал" существует как независимый коллектив. В 1987 году организовал секцию рок-музыки и Ассоциацию "Пост-рок" в Союзе Композиторов Москвы. В начале 90-х участвовал в создании в Москве ночного джаз-клуба "Аркадия" (до 1995). В 1996 году в Овальном Зале ДК "Каучук" организовал Джаз-рок-студию (до мая 1997).
Кумиры в джазе: личность - Дюк Эллингтон, тип джазмена - Майлз Дэйвис, саксофонисты - Джулиан "Кэннонбол" Эддерли, Ян Гарбарек, современные композиторы - Джо Завинул, Пэт Мэтени.
Играл практически во всех стилях джаза, начиная с мэйнстрима, бопа, кула, хард-бопа, модального и фри-джаза, прошел также исполнительскую и композиторскую практику в стилях джаз-рок, фанки-фьюжн, блюз-рок, ECM, New Wave, Hip-Hop, Techno, New Age, New World. Главная задача - обогащение российской музыкальной культуры путем привнесения в нее всех современных видов инструментальной импровизационной музыки.
Участник всех Московских и большинства Всесоюзных джазовых фестивалей в советские времена. Участник зарубежных фестивалей - "Jazz Jamboree-62", "Jazz Jamboree-78" , Прага-65, Надьканиж-71 (Венгрия), Berliner Jazz Tage- 80 г.(Западный Берлин), Братиславские Джазовые Дни - 80 г., Jazz Rally-94 (Дюссельдорф). Участие во многих фестивалях дружбы и Днях культуры за рубежом - в Индии, Германии, Чехословакии.
Заслуженный артист РСФСР. Лауреат многих фестивалей джаза, лично и как руководитель своего ансамбля. Из последних достижений - приз "Овация", присужденный ансамблю "Арсенал" в номинации "Лучший джазовый коллектив" за 1995 год.
Упоминание в Б.С.Э. том 8, статья "Джаз", раздел Советский джаз. Статья в "Музыкальном энциклопедическом словаре" - Козлов А.С. В известной на Западе книге американского журналиста Хедрика Смита "The Russians" часть главы N 7 ("The Youth") посвящена А. Козлову и ансамблю "Арсенал". Упоминание об А. Козлове в книге американского критика Фрэда Старра "Red and Hot". Статьи в ряде европейских джазовых словарей и энциклопедий (Дания, Чехословакия, Польша). Упоминание в ряде отечественных музыкальных изданий, А. Баташев "Советский джаз", сборник "Советский джаз" (под ред. А. Медведева), А. Троицкий "Рок в СССР", Е. Федоров "Рок в нескольких лицах" и др...
Главное достижение - создание отечественного джаз-рока.
Последователи - очевидно, многие из отечественных музыкантов, исполняющих современный джаз-рок-фьюжн.
Хобби - нет. Увлечение или вторая профессия - компьютерные технологии, второе увлечение - социо-исторические исследования, евразийство, Лев Гумилев, Юрий Лотман.
Характер - тяжелый для окружающих из-за непримиримости к неточным и недобросовестным людям. Страдаю от прямолинейности. Индивидуалист, разумный эгоист и сноб с детства, неприязнь к толпе. Склонность к скромной, трезвой жизни. По этой причине - ограниченный круг близких людей. Когда интересно - работоспособность большая, когда неинтересно - абсолютная лень и безволие.
Что запомнилось больше всего: знакомство и джем-сэшн с Дюком Эллингтоном в 1971 году. Пропажа саксофона в кафе "Печора". Концерт "Арсенала" в "Спасо Хаузе" - Доме Посла Соединенных Штатов в СССР, в 1974 году. Потрясение - услышать запись зтого концерта по "Голосу Америки", а свое имя - из уст Уиллиса Коновера. Первое посещение Индии в 1984 году. Участие в театральной постановке "Джазмен" в качестве актера, на Международном театральном фестивале в Вудстоке (США), в 1989 году. Выступление с "Арсеналом" и грузинской певицей Тамарой Гвердцители на сцене "Карнеги Холла" в 1995 году. Выступление с ансамблем Юрия Башмета в Большом зале Московской Государственной Консерватории в 1995 г. Преподавание "мастер-класса" на джазовом факультете в Университете Оклахома-Сити (США) в 1994 году. Короткая беседа с Президентом США Биллом Клинтоном на приеме в Москве, в 1996 году. Сольный концерт с симфоническим оркестром Московской Филармонии (музыка французских композиторов) в 1997 году, в Концертном зале им. Чайковского.
Дата рождения - 13 октября 1935 года , Москва
Родители: отец - Козлов Семен Филлипович (ум. 1976) психолог, доцент МГПИ им. Ленина. Мать - Толченова Екатерина Ивановна, теоретик и преподаватель музыки. Пра-прадед по материнской линии - Виноградов Петр Ильич был протоиереем и ключарем Успенского Собора Московского Кремля, его зять, прадед - Полканов Иван Гаврилович был протодьяконом в Успенском Соборе.
Семейное положение: женат, жена - Абсалямова Ляля Абдрахмановна, преподаватель английского языка, сын - Козлов Сергей Алексеевич, кинооператор, дважды лауреат премии "Ника".
Образование: высшее, в 1962 году закончил Московский Архитектурный институт, музыкальное - среднее, в конце 70-х получил диплом 2-го Московского Областного музыкального училища. Композитор, Член Союза Композиторов СССР с 1986 года. С 1995 года - руководитель отдела эстрады и джаза Госконцерта. Саксофонист ( альт-саксофон и сопрано-саксофон). Аранжировщик. Специалист в области компьютерно-электронных технологий. Исполнительская деятельность в различных комбинациях - в дуэте с пианистом, со струнным квартетом, с ансамблем "Арсенал". Композиторская практика в собственной электронно-компьютерной студии, публицистическая деятельность, автор-ведущий музыкальной программы. Продюсерская деятельность в должности руководителя отдела эстрадной и джазовой музыки Госконцерта, индивидуальный менеджмент.
Музыкальная карьера: в середине 50-х начал работать на подпольных "халтурах" в качестве пианиста. На саксофон перешел весной 1957 года. Создал свой коллектив, выступавший на нелегальных концертах. В 1961 году принял участие в создании первого в СССР джазового кафе "Молодежное", где работал со своим квинтетом до 1966 г. С конца 1966 по 1968 год работал в оркестре ВИО-66, руководимом Юрием Саульским. С 1963 по 1976 г. работал научным сотрудником отдела теории дизайна ВНИИ Технической Эстетики. Написал диссерацию по истории часов и ряд статей по теории проектирования. В 1968 г. организовал джаз-клуб в кафе "Ритм". В 1969 г. организовал джаз-клуб в кафе "Печора", где играл со своим квартетом до 1971 года. В 1973 г. собрал джаз-рок ансамбль "Арсенал", который в 1976 году был принят на работу в Калининградскую областную филармонию. С 1990 года "Арсенал" существует как независимый коллектив. В 1987 году организовал секцию рок-музыки и Ассоциацию "Пост-рок" в Союзе Композиторов Москвы. В начале 90-х участвовал в создании в Москве ночного джаз-клуба "Аркадия" (до 1995). В 1996 году в Овальном Зале ДК "Каучук" организовал Джаз-рок-студию (до мая 1997).
Кумиры в джазе: личность - Дюк Эллингтон, тип джазмена - Майлз Дэйвис, саксофонисты - Джулиан "Кэннонбол" Эддерли, Ян Гарбарек, современные композиторы - Джо Завинул, Пэт Мэтени.
Играл практически во всех стилях джаза, начиная с мэйнстрима, бопа, кула, хард-бопа, модального и фри-джаза, прошел также исполнительскую и композиторскую практику в стилях джаз-рок, фанки-фьюжн, блюз-рок, ECM, New Wave, Hip-Hop, Techno, New Age, New World. Главная задача - обогащение российской музыкальной культуры путем привнесения в нее всех современных видов инструментальной импровизационной музыки.
Заслуженный артист РСФСР. Лауреат многих фестивалей джаза, лично и как руководитель своего ансамбля. Из последних достижений - приз "Овация", присужденный ансамблю "Арсенал" в номинации "Лучший джазовый коллектив" за 1995 год.
Упоминание в Б.С.Э. том 8, статья "Джаз", раздел Советский джаз. Статья в "Музыкальном энциклопедическом словаре" - Козлов А.С. В известной на Западе книге американского журналиста Хедрика Смита "The Russians" часть главы N 7 ("The Youth") посвящена А. Козлову и ансамблю "Арсенал". Упоминание об А. Козлове в книге американского критика Фрэда Старра "Red and Hot". Статьи в ряде европейских джазовых словарей и энциклопедий (Дания, Чехословакия, Польша). Упоминание в ряде отечественных музыкальных изданий, А. Баташев "Советский джаз", сборник "Советский джаз" (под ред. А. Медведева), А. Троицкий "Рок в СССР", Е. Федоров "Рок в нескольких лицах" и др...
Главное достижение - создание отечественного джаз-рока.
Последователи - очевидно, многие из отечественных музыкантов, исполняющих современный джаз-рок-фьюжн.
Хобби - нет. Увлечение или вторая профессия - компьютерные технологии, второе увлечение - социо-исторические исследования, евразийство, Лев Гумилев, Юрий Лотман.
Характер - тяжелый для окружающих из-за непримиримости к неточным и недобросовестным людям. Страдаю от прямолинейности. Индивидуалист, разумный эгоист и сноб с детства, неприязнь к толпе. Склонность к скромной, трезвой жизни. По этой причине - ограниченный круг близких людей. Когда интересно - работоспособность большая, когда неинтересно - абсолютная лень и безволие.
Что запомнилось больше всего: знакомство и джем-сэшн с Дюком Эллингтоном в 1971 году. Пропажа саксофона в кафе "Печора". Концерт "Арсенала" в "Спасо Хаузе" - Доме Посла Соединенных Штатов в СССР, в 1974 году. Потрясение - услышать запись зтого концерта по "Голосу Америки", а свое имя - из уст Уиллиса Коновера. Первое посещение Индии в 1984 году. Участие в театральной постановке "Джазмен" в качестве актера, на Международном театральном фестивале в Вудстоке (США), в 1989 году. Выступление с "Арсеналом" и грузинской певицей Тамарой Гвердцители на сцене "Карнеги Холла" в 1995 году. Выступление с ансамблем Юрия Башмета в Большом зале Московской Государственной Консерватории в 1995 г. Преподавание "мастер-класса" на джазовом факультете в Университете Оклахома-Сити (США) в 1994 году. Короткая беседа с Президентом США Биллом Клинтоном на приеме в Москве, в 1996 году. Сольный концерт с симфоническим оркестром Московской Филармонии (музыка французских композиторов) в 1997 году, в Концертном зале им. Чайковского.
Краткая история группы
Как это не странно, но рождением своим новый коллектив был обязан пропаже саксофона у Алексея Козлова в кафе "Печора". К этому моменту Алексей Козлов был убежденным авангардистом, игравшим и исповедывавшим так называемый "фри-джаз". И вот, оставшись на время без дела, профессиональный джазмен начал с интересом прислушиваться к тому, что творилось с музыкой вокруг, вне рамок джаза. А происходило очень многое - появился целый пласт произведений в рок-культуре и некоторые ее образцы не уступали по сложности и изощренности тому, что было создано в современном джазе. После долгого изучения новой для себя музыки Алексей Козлов решает собрать коллектив, играющий в этом стиле. Это было довольно трудно, так как подавляющее число джазовых музыкантов с пренебрежением относились к року и наотрез отказались играть такую музыку, а музыканты из рок-среды хотя и чувствовали рок душой, но имели довольно низкий уровень исполнительского мастерства. Прошло почти три года в поисках музыкантов.
И вот первая репетиция джаз-роковой группы АРСЕНАЛ состоялась. Произошло это 17 октября 1973 года. Уже через месяц была готова программа нового коллектива. Она состояла из основных арий из оперы "Jesus Christ Superstar", ряда рок-хитов , песен из репертуара "Chicago" и "Tower of Power", а также блока инструментальных пьес типа "Freedom Jazz Dance" Эдди Хэрриса, но на ритмической основе, свойственной направлению джаз-рок. 1974 год начался для для группы серией концертов по клубам, Домам культуры и залам НИИ. Музыканты играли и пели так профессионально, что об ансамбле моментально узнали все, кто интересовался неофициальным искусством. Залы заполнялись непонятно откуда появлявшимися "хиппи", которые умудрялись просачиваться даже в закрытый Курчатовский институт. По мере роста популярности группа сразу попала в полосу внимания властей. Песни на непонятном языке, религиозная тематика и выступления, заканчивающиеся, как правило, какими-нибудь эксцессами. В общем ,естественно, что Алексея Козлова пригласили "куда-надо" и после долгого разговора и проверок, не найдя подсудных правонарушений в действиях коллектива, группу помещают в черный список, запретив тем самым любые выступления в городе Москве. Продлится это вплоть до Олимпиады-80. Только благодаря музыковеду Аркадию Петрову, старому приятелю Алексея Козлова, который в 1974 году работал на Всесоюзном радио, удалось неофициально "выбить" студию на пару часов в здании Государственного Дома по Радиовещанию и Звукозаписи, где АРСЕНАЛУ удалось зафиксировать восемнадцать пьес самого первого репертуара "Арсенала". Две из них представлены в закладке "Музыка". Чтобы не нарваться на крупную провокацию и сохранить коллектив, Козлову пришлось отказаться от каких-либо подпольных выступлений. Тем не менее группа продолжала репетиции, но отсутствие контакта со слушателями изматывало всех.
В конце 1975 года, на одну из репетиций АРСЕНАЛА пришел человек, представившийся директором Калининградской областной филармонии, по имени Андрей Александрович Макаров и приглашает АРСЕНАЛ на профессиональную работу. Превращение из затравленных подпольщиков в профессиональных гастролеров было очень непростым с психологической точки зрения. Многие музыканты оказались неготовыми к этому. Начались серии официальных гастролей по провинциальным городам Союза, но это был огромный шаг вперед. После первых же гастролей в местных газетах начали выходить не просто положительные, а какие-то панегирические статьи с оценкой программы. Во многих городах нашлись замечательные журналисты и музыковеды, которые искренне оказали нашему ансамблю очень мощную и своевременную поддержку.
Во время гастролей в 1977 году в Ригу, руководитель местного отделения фирмы "Мелодия" Александр Гривас решил, никого не спрашивая, записать программу в студии. В Москве такое было невозможным. Пластинка была записана всего за две смены. Группа уезжает из из Риги, безо всякогй уверенности в том, что это будет опубликовано. Однако запись всплывает три года спустя и издается отдельной пластинкой. В закладке "Музыка" представлена композиция "Сюита в ля-бемоль мажоре" из этого альбома с великолепным вокальным фрагментом, где Мехрдад Бади и Тамара Квирквелия исполняют песню на замечательные слова Расула Гамзатова, в переводе Иосифа Козловского, "Молитва". Это была последняя запись вокальной группы АРСЕНАЛА. С конца 1977 АРСЕНАЛ стал играть чисто инструментальную музыку. Мехрдад Бади, не бывший гражданином СССР, уезжает в Лондон учиться в музыкальном колежде, а Тамара Квирквелия выходит замуж за итальянца.
За время существования ансамбля он несколько раз менял свой стиль, состав музыкантов и технического персонала. Но основной костяк анасмбля все же составляли те, кто проникался главной идеей - поиска сплава разных направлений, несмотря на их кажущуюся несовместимость. В первый период профессиональной работы это были: клавишники Игорь Саульский и Вячеслав Горский, гитарист Виталий Розенберг, бас-гитаристы Виктор Заикин и Анатолий Куликов, барабанщик Станислав Коростелев, исполнитель на перкашн (народные ударные инструменты - конго, бонги, маракасы и т.п.) Валерий Демин и группа духовых инструментов - Вадим Ахметгареев, Валерий Таушан, Александр Горобец, Анатолий Сизонов и Евгений Пан. В 1982 Горский-Куликов-Зинчук создают новый коллектив КВАДРО, и Алексей Козлов набирает новый коллектив, но профессионализм и пластическое мастерство нового состава остались на очень высоком уровне. АРСЕНАЛ, пройдя сквозь сложную череду рекарнаций, по сей день радует благодарных слушателей своей неповторимой Музыкой.
Игорь Саульский, Вячеслав Горский, Григорий Славин, Вадим Лоткин, Михаил Альперин, Александр Беляев, Андрей Виноградов, Андрей Денисов, Вячеслав Сержанов, Дмитрий Илугдин
Гитара -
Вячеслав Корпачачев, Виталий Розенберг, Игорь Дегтярюк, Виктор Зинчук, Андрей Батурин, Павел Брюн (акустическая гитара, пантомима), Иван Смирнов, Константин Серов, Игорь Бойко
Бас-гитара -
Сергей Стодольник, Александр Богдановский, Виктор Заикин, Анатолий Бабий (электро-бас), Анатолий Куликов, Валентин Лезов, Сергей Катин, Евгений Шариков.
Ударные инструменты -
Сергей Ходнев, Василий Изюмченко, Станислав Коростелев, Валерий Брусиловский, Виктор Сигал, Николай Карсаулидзе, Алексей Гагарин, Аркадий Баклагин, Вано Авалиани, Юрий Семенов
Перкашн -
Михаил Мошков, Валерий Демин
Труба -
Александр Чиненков, Валерий Юдин, Анатолий Сизонов, Евгений Пан, Борис Кузнецов, Дмитрий Мамохин
Тромбон -
Вадим Ахметгареев, Александр Горобец, Валерий Таушан
Саксофон -
Алексей Козлов, Александр Пищиков, Станислав Григорьев, Симон Ширман, Валерий Кацнельсон, Павел Григорьев
Скрипка -
Игорь Щербинин, Симон Ширман
Вокал -
Валерий Вернигора, Олег Тверитинов, Тамара Квирквелия, Мехрдад Бади
Менеджмент -
Юрий Феофанов, Ирина Карпатова
Новый состав ансамбля "Арсенал" начал репетиции в январе 1999 года. Основной стилистический замысел остался прежним - это сплав самых разных музыкальных направлений, как в рамках всей программы, так иногда в пределах одной пьесы. За последнее десятилетие стилистический диапазон ансамбля несколько изменился за счет влияния новых тенденций в современной музыке. Но главный принцип остался прежним: ритмическая база - джаз-рок и фанки-фьюжн, каждый участник - солист-импровизатор.
Дискография Арсенал
* 1974 — Запись в ГДРЗ
* 1975 — Концерт в Таллине
* 1980 - Арсенал
* 1982 — Своими руками (переиздана в США «East Wind Records»)
* 1984 — Второе дыхание (LP)
* 1985 — Спорт и музыка
* 1989 — Арсенал-5 (LP)
* 1990 — Арсенал-6 (LP)
* 1991 - Alexej Kozlov and his Arsenal (CD)
* 1991 — Неизвестный Арсенал
* 1992 — Неизданный Арсенал
* 1998 - Burned by Time (Опаленные временем)
* 1995 — Арсенал на радио Панорама
* 1999 — Концерт в Форте
* Река времен, инструментальные композиции, 2 CD, композитор Е.Канапьянов.
* 2000 "Arsenal" Live at the Forte Club"
* 2003 - Линии жизни
* 2010 - Связь времён
* 2011 - Reconciliation
КОЗЛОВ АЛЕКСЕЙ И ансамбль АРСЕНАЛ - "Собрание сочинений в 7 томах" 8 CD (2005)
* Arsenal. Underground (Подпольный)
* Arsenal. Unknown. 2 CD (Неизвестный)
* Arsenal. A Dangerous Game (Опасная игра)
* Arsenal. "... With Our Own Hands" (Своими руками)
* Arsenal. Nostalgie (Ностальгия)
* Arsenal. On Air (В эфире)
* Arsenal. The Seventh Incarnation(Седьмое воплощение)
Сольная дискография
* 1969 - До Арсенала
* 1996 - Горы Киммерии
* 1996 - Ностальгия
* 1998 - Ars Nova трио (с Ars Nova Trio)
* 1996 - Пионерские блатные песни (с А. Макаревичем)
* 1998 - Пионерские-блатные-2 (с А. Макаревичем)
* 1996 - Алексей Козлов с Квартетом им. Шостаковича
* 2006 Алексей Козлов и Twins квартет (Концерт в Киевской филармонии 9 октября 2000 года)
* 2006 - Легенда
Как это не странно, но рождением своим новый коллектив был обязан пропаже саксофона у Алексея Козлова в кафе "Печора". К этому моменту Алексей Козлов был убежденным авангардистом, игравшим и исповедывавшим так называемый "фри-джаз". И вот, оставшись на время без дела, профессиональный джазмен начал с интересом прислушиваться к тому, что творилось с музыкой вокруг, вне рамок джаза. А происходило очень многое - появился целый пласт произведений в рок-культуре и некоторые ее образцы не уступали по сложности и изощренности тому, что было создано в современном джазе. После долгого изучения новой для себя музыки Алексей Козлов решает собрать коллектив, играющий в этом стиле. Это было довольно трудно, так как подавляющее число джазовых музыкантов с пренебрежением относились к року и наотрез отказались играть такую музыку, а музыканты из рок-среды хотя и чувствовали рок душой, но имели довольно низкий уровень исполнительского мастерства. Прошло почти три года в поисках музыкантов.
И вот первая репетиция джаз-роковой группы АРСЕНАЛ состоялась. Произошло это 17 октября 1973 года. Уже через месяц была готова программа нового коллектива. Она состояла из основных арий из оперы "Jesus Christ Superstar", ряда рок-хитов , песен из репертуара "Chicago" и "Tower of Power", а также блока инструментальных пьес типа "Freedom Jazz Dance" Эдди Хэрриса, но на ритмической основе, свойственной направлению джаз-рок. 1974 год начался для для группы серией концертов по клубам, Домам культуры и залам НИИ. Музыканты играли и пели так профессионально, что об ансамбле моментально узнали все, кто интересовался неофициальным искусством. Залы заполнялись непонятно откуда появлявшимися "хиппи", которые умудрялись просачиваться даже в закрытый Курчатовский институт. По мере роста популярности группа сразу попала в полосу внимания властей. Песни на непонятном языке, религиозная тематика и выступления, заканчивающиеся, как правило, какими-нибудь эксцессами. В общем ,естественно, что Алексея Козлова пригласили "куда-надо" и после долгого разговора и проверок, не найдя подсудных правонарушений в действиях коллектива, группу помещают в черный список, запретив тем самым любые выступления в городе Москве. Продлится это вплоть до Олимпиады-80. Только благодаря музыковеду Аркадию Петрову, старому приятелю Алексея Козлова, который в 1974 году работал на Всесоюзном радио, удалось неофициально "выбить" студию на пару часов в здании Государственного Дома по Радиовещанию и Звукозаписи, где АРСЕНАЛУ удалось зафиксировать восемнадцать пьес самого первого репертуара "Арсенала". Две из них представлены в закладке "Музыка". Чтобы не нарваться на крупную провокацию и сохранить коллектив, Козлову пришлось отказаться от каких-либо подпольных выступлений. Тем не менее группа продолжала репетиции, но отсутствие контакта со слушателями изматывало всех.
В конце 1975 года, на одну из репетиций АРСЕНАЛА пришел человек, представившийся директором Калининградской областной филармонии, по имени Андрей Александрович Макаров и приглашает АРСЕНАЛ на профессиональную работу. Превращение из затравленных подпольщиков в профессиональных гастролеров было очень непростым с психологической точки зрения. Многие музыканты оказались неготовыми к этому. Начались серии официальных гастролей по провинциальным городам Союза, но это был огромный шаг вперед. После первых же гастролей в местных газетах начали выходить не просто положительные, а какие-то панегирические статьи с оценкой программы. Во многих городах нашлись замечательные журналисты и музыковеды, которые искренне оказали нашему ансамблю очень мощную и своевременную поддержку.
Во время гастролей в 1977 году в Ригу, руководитель местного отделения фирмы "Мелодия" Александр Гривас решил, никого не спрашивая, записать программу в студии. В Москве такое было невозможным. Пластинка была записана всего за две смены. Группа уезжает из из Риги, безо всякогй уверенности в том, что это будет опубликовано. Однако запись всплывает три года спустя и издается отдельной пластинкой. В закладке "Музыка" представлена композиция "Сюита в ля-бемоль мажоре" из этого альбома с великолепным вокальным фрагментом, где Мехрдад Бади и Тамара Квирквелия исполняют песню на замечательные слова Расула Гамзатова, в переводе Иосифа Козловского, "Молитва". Это была последняя запись вокальной группы АРСЕНАЛА. С конца 1977 АРСЕНАЛ стал играть чисто инструментальную музыку. Мехрдад Бади, не бывший гражданином СССР, уезжает в Лондон учиться в музыкальном колежде, а Тамара Квирквелия выходит замуж за итальянца.
За время существования ансамбля он несколько раз менял свой стиль, состав музыкантов и технического персонала. Но основной костяк анасмбля все же составляли те, кто проникался главной идеей - поиска сплава разных направлений, несмотря на их кажущуюся несовместимость. В первый период профессиональной работы это были: клавишники Игорь Саульский и Вячеслав Горский, гитарист Виталий Розенберг, бас-гитаристы Виктор Заикин и Анатолий Куликов, барабанщик Станислав Коростелев, исполнитель на перкашн (народные ударные инструменты - конго, бонги, маракасы и т.п.) Валерий Демин и группа духовых инструментов - Вадим Ахметгареев, Валерий Таушан, Александр Горобец, Анатолий Сизонов и Евгений Пан. В 1982 Горский-Куликов-Зинчук создают новый коллектив КВАДРО, и Алексей Козлов набирает новый коллектив, но профессионализм и пластическое мастерство нового состава остались на очень высоком уровне. АРСЕНАЛ, пройдя сквозь сложную череду рекарнаций, по сей день радует благодарных слушателей своей неповторимой Музыкой.
Участники ансамбля Арсенал (1973 - 2002)
Клавишные инструменты -Игорь Саульский, Вячеслав Горский, Григорий Славин, Вадим Лоткин, Михаил Альперин, Александр Беляев, Андрей Виноградов, Андрей Денисов, Вячеслав Сержанов, Дмитрий Илугдин
Гитара -
Вячеслав Корпачачев, Виталий Розенберг, Игорь Дегтярюк, Виктор Зинчук, Андрей Батурин, Павел Брюн (акустическая гитара, пантомима), Иван Смирнов, Константин Серов, Игорь Бойко
Бас-гитара -
Сергей Стодольник, Александр Богдановский, Виктор Заикин, Анатолий Бабий (электро-бас), Анатолий Куликов, Валентин Лезов, Сергей Катин, Евгений Шариков.
Ударные инструменты -
Сергей Ходнев, Василий Изюмченко, Станислав Коростелев, Валерий Брусиловский, Виктор Сигал, Николай Карсаулидзе, Алексей Гагарин, Аркадий Баклагин, Вано Авалиани, Юрий Семенов
Перкашн -
Михаил Мошков, Валерий Демин
Труба -
Александр Чиненков, Валерий Юдин, Анатолий Сизонов, Евгений Пан, Борис Кузнецов, Дмитрий Мамохин
Тромбон -
Вадим Ахметгареев, Александр Горобец, Валерий Таушан
Саксофон -
Алексей Козлов, Александр Пищиков, Станислав Григорьев, Симон Ширман, Валерий Кацнельсон, Павел Григорьев
Скрипка -
Игорь Щербинин, Симон Ширман
Вокал -
Валерий Вернигора, Олег Тверитинов, Тамара Квирквелия, Мехрдад Бади
Менеджмент -
Юрий Феофанов, Ирина Карпатова
Новый состав ансамбля "Арсенал" начал репетиции в январе 1999 года. Основной стилистический замысел остался прежним - это сплав самых разных музыкальных направлений, как в рамках всей программы, так иногда в пределах одной пьесы. За последнее десятилетие стилистический диапазон ансамбля несколько изменился за счет влияния новых тенденций в современной музыке. Но главный принцип остался прежним: ритмическая база - джаз-рок и фанки-фьюжн, каждый участник - солист-импровизатор.
Дискография Арсенал
* 1974 — Запись в ГДРЗ
* 1975 — Концерт в Таллине
* 1980 - Арсенал
* 1982 — Своими руками (переиздана в США «East Wind Records»)
* 1984 — Второе дыхание (LP)
* 1985 — Спорт и музыка
* 1989 — Арсенал-5 (LP)
* 1990 — Арсенал-6 (LP)
* 1991 - Alexej Kozlov and his Arsenal (CD)
* 1991 — Неизвестный Арсенал
* 1992 — Неизданный Арсенал
* 1998 - Burned by Time (Опаленные временем)
* 1995 — Арсенал на радио Панорама
* 1999 — Концерт в Форте
* Река времен, инструментальные композиции, 2 CD, композитор Е.Канапьянов.
* 2000 "Arsenal" Live at the Forte Club"
* 2003 - Линии жизни
* 2010 - Связь времён
* 2011 - Reconciliation
КОЗЛОВ АЛЕКСЕЙ И ансамбль АРСЕНАЛ - "Собрание сочинений в 7 томах" 8 CD (2005)
* Arsenal. Underground (Подпольный)
* Arsenal. Unknown. 2 CD (Неизвестный)
* Arsenal. A Dangerous Game (Опасная игра)
* Arsenal. "... With Our Own Hands" (Своими руками)
* Arsenal. Nostalgie (Ностальгия)
* Arsenal. On Air (В эфире)
* Arsenal. The Seventh Incarnation(Седьмое воплощение)
Сольная дискография
* 1969 - До Арсенала
* 1996 - Горы Киммерии
* 1996 - Ностальгия
* 1998 - Ars Nova трио (с Ars Nova Trio)
* 1996 - Пионерские блатные песни (с А. Макаревичем)
* 1998 - Пионерские-блатные-2 (с А. Макаревичем)
* 1996 - Алексей Козлов с Квартетом им. Шостаковича
* 2006 Алексей Козлов и Twins квартет (Концерт в Киевской филармонии 9 октября 2000 года)
* 2006 - Легенда
Скачать книгу А.Козлова Рок : история и развитие
Скачать Видео
Алексей Козлов и Арсенал - 30 лет *Опаленные временем* - 2005