Janis Joplin
Добавил xoxol1965 20.01.2009 в 19:09
Ранние годы
Дженис Лин Джоплин родилась 19 января 1943 года в Порт-Артуре, Техас, в семье Сета Джоплина, рабочего компании Texaco (с братом и сестрой, Майклом и Лорой). В школе (Thomas Jefferson High School, Порт-Артур) Дженис была примерной ученицей, выставляла собственные рисунки в местной библиотеке и в целом соответствовала нормам общественных ожиданий. Однако подруг у нее не было: она общалась исключительно с парнями. Один из них, футболист по имени Грант Лайонс, и познакомил ее с творчеством Лидбелли, сделав страстной поклонницей этой музыки. Вскоре Дженис начала и сама исполнять блюз. Психологические проблемы (связанные, основном, с лишним весом) начались в подростковом возрасте: Дженис тяжело переживала издевательства одноклассников и страдала от ненависти к себе и окружающему миру. В эти годы сфоримровался взрывной характер Дженис Джоплин, которая «стилизовала» себя под своих блюзовых героинь (Бесси Смит, Биг Мама Торнтон, Одетта).
В 1960 году, закончив школу, Дженис поступила в колледж Ламар (Бомон, Техас); лето 1961-го провела в Венеции (районе Лос-Анджелеса) среди битников, а осенью, вернувшись в Техас, поступила в университет, где и вышла впервые к микрофону на сцену, продемонстрировав выразительный вокал с трехоктавным рабочим диапазоном
1963 - 1967
Первой группой Дженис Джоплин стала Waller Creek Boys, где играл Р. Пауэлл Сент-Джон, писавший песни для 13th Floor Elevators (и позже основавший Mother Earth). Здесь в её голосе и появилась первая хрипотца, позже разросшаяся до неимоверных масштабов. Разрыв со студенческой средой произошёл в январе 63-го. После того, как одна из университетских газет присвоила ей титул «самого страшного из ребят», Дженис собрала вещи и с приятелем по имени Чет Хелмс на попутках отправилась в Сан-Франциско, где очень скоро стала популярной фигурой на «кофейной» сцене выступая с Йормой Кауконеном (позже — гитаристом Jefferson Airplane).
25 июня 1964 года дуэт записал семь блюзовых стандартов («Typewriter Talk», «Trouble In Mind», «Kansas City Blues», «Hesitation Blues», «Nobody Knows You When You’re Down And Out», «Daddy, Daddy, Daddy» и «Long Black Train Blues»), которые позже были выпущены бутлегом («The Typewriter Tape»). В качестве перкуссии здесь была использована пишущая машинка, на которой стучала Маргарита Кауконен.
Первые эксперименты с амфетаминами поначалу помогли певице избавиться — как от депрессии, так и от лишнего веса, но уже через два года она оказалась в реабилитационой клинике, истощенная и опустошенная.
Весной 1966 года старый знакомый Чет Хелмс пригласил Джоплин в Big Brother & the Holding Company — группу, делами которой управлял он сам. Хелмс, один из лидеров хиппи-коммуны Family Dog, владел концертным залом Avalon Ballroom: здесь и обосновался в качестве резидентов ансамбль в составе: Сэм Эндрю (вокал, гитара), Джеймс Герли (гитара), Питер Албин (бас), Дэвид Гетц (ударные) и Дженис Джоплин (вокал).
10 июня 1966 года состоялось первое выступление нового состава группы в «Авалоне». Певица мгновенно установила контакт с аудиторией и тут же сделалась местной звездой. Спустя два месяца Big Brother подписали контракт с независимым лэйблом Mainstream Records и отправилась в студию записывать дебют, который выпущен был лишь год спустя, после того, как Дженис Джоплин произвела фурор на фестивале в Монтерее (июнь 1967 года), где она «привлекла внимание своим необычно сильным и богатым хрипловатым голосом, нервно-энергичной манерой пения». Её выступление с «Ball and Chain» стало центральным эпизодом фильма «Monterey Pop», который и по сей день считается шедевром рок-документалистики.
После фестиваля новый менеджер Алберт Гроссман (который вел также дела Боба Дилана) обеспечил группе котракт с Columbia Records. Mainstream Records все-таки выпустили залежалый (но при этом не вполне доработанный) дебют Big Brother & the Holding Company, который в августе 67-го появился на 60-м месте в списках Биллборда (позже Columbia выкупила права на пластинку и сделала её хитом).
1968 - 1970
16 февраля 1968 года группа начала свое первое турне по Восточному побережью, которое завершилось 7 апреля большим концертом в Нью-Йорке памяти Мартина Лютера Кинга, где также выступили Джими Хендрикс, Бадди Гай, Ричи Хэвенс, Пол Баттерфилд и Алвин Бишоп.
Дженис не назовешь красавицей в привычном смысле слова, но она, несомненно, — секс-символ, пусть и в несколько неожиданной „упаковке". В её голосе соединились душа Бесси Смит, блеск Ареты Фрэнклин, драйв Джеймса Брауна… Взмывая к небесам, этот голос не знает границ и словно бы порождает в себе божественную многоголосицу. - Village Voice, 22 февраля 1968 года о концерте группы в нью-йоркском Anderson Theatre.
В марте 68-го группа приступила к работе над вторым альбомом, Cheap Thrills (первоначальный вариант заголовка: «Dope, Sex and Cheap Thrills» по понятным причинам пришлось сократить). 12 октября того же года пластинка, обложку которой оформил знаменитый в андерграунде карикатурист Роберт Крамб, возглавил списки «Биллборда» и продержался на вершине 8 недель. Способствовал успеху группы в чартах и хит Piece Of My Heart. Live at Winterland ‘68, записанный в зале Winterland Ballroom 12-13 апреля 1968 года также собрал восторженные отзывы прессы.
Едва только альбом уступил место на вершине Джими Хендриксу («Electric Ladyland»), как Джоплин с гитаристом Сэмом Эндрю покинула Big Brother и собрала собственный ансамбль Janis & the Joplinaires, вскоре переименованный в Janis Joplin & Her Kozmic Blues Band. Этот постоянно менявшийся состав просуществовал год, но успел провести европейское турне, завершившееся триумфальным концертом в лондонском Альберт-Холле 21 апреля 1969 года. Летом группа выступила в серии фестивалей (Ньюпорт, Атланта, Новый Орлеан, Вудсток), и её увидели более миллиона зрителей.
В октябре 1969 года I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama! вошёл в первую пятерку «Billboard 200» и вскоре стал золотым. В целом, однако, группа была принята хуже, чем Big Brother. Свой последний концерт она дала 21 декабря 1969 года в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден.
Распустив коллектив, Джоплин собрала The Full Tilt Boogie Band — в основом, из канадских музыкантов (бас-гигитарист Джон Кемпбелл, экс-Pauper, гитарист Джон Тилл, пианист Ричард Белл, органист Кен Пирсон, ударник Кларк Пирсон). В апреле группа собралась на первую репетицию, а в мае дала свои первые выступления (в Сан-Рафаэле, Калифорния). Прежде чем начать летнее турне с The Full Tilt Boogie Band, Дженис 4 апреля 1970 года выступила в концерте-реюнионе с Big Brother & The Holding Company в зале Fillmore West в Сан-Франциско.
Летом 1970 года Джоплин и The Full Tilt Boogie Band приняли участие в суперзвездном канадском турне вместе с The Band и The Grateful Dead. Из-за финансовых неурядиц гастроли пришлось приостановить. Документальные кинокадры выступлений Джоплин были обнародованы лишь спустя тридцать лет после её смерти.
В сентябре Дженис Джоплин с группой приступила к работе над альбомом Pearl, пригласив в студию продюсера Пола А. Ротшильда, прославившегося работой с The Doors. К этому времени она уже катилась вниз по наклонной плоскости, подгоняемая героином и алкоголем, которые лишь усугубляли нараставшую депрессию. 4 октября 1970 года после возлияния в «Барниз Бинери» на Бульваре Санта-Моники, Дженис Джоплин была найдена мертвой в номере отеля «Лэндмарк» - в тот самый день, когда должна была записать вокал к последнему треку альбома, «Buried Alive in the Blues» (буквально: «заживо похороненная в блюзе»). Ей было всего 27 лет. На причину смерти недвусмысленно указывали следы от свежих инъекций. Её последними записями стали «Mercedes Benz» и аудиопоздравление Джону Леннону с днем рождения от 1 октября, которое прибыло к нему в день смерти певицы. Останки Дженис были кремированы и пепел рассеян по калифорнийскому побережью.
Дженис Лин Джоплин родилась 19 января 1943 года в Порт-Артуре, Техас, в семье Сета Джоплина, рабочего компании Texaco (с братом и сестрой, Майклом и Лорой). В школе (Thomas Jefferson High School, Порт-Артур) Дженис была примерной ученицей, выставляла собственные рисунки в местной библиотеке и в целом соответствовала нормам общественных ожиданий. Однако подруг у нее не было: она общалась исключительно с парнями. Один из них, футболист по имени Грант Лайонс, и познакомил ее с творчеством Лидбелли, сделав страстной поклонницей этой музыки. Вскоре Дженис начала и сама исполнять блюз. Психологические проблемы (связанные, основном, с лишним весом) начались в подростковом возрасте: Дженис тяжело переживала издевательства одноклассников и страдала от ненависти к себе и окружающему миру. В эти годы сфоримровался взрывной характер Дженис Джоплин, которая «стилизовала» себя под своих блюзовых героинь (Бесси Смит, Биг Мама Торнтон, Одетта).
В 1960 году, закончив школу, Дженис поступила в колледж Ламар (Бомон, Техас); лето 1961-го провела в Венеции (районе Лос-Анджелеса) среди битников, а осенью, вернувшись в Техас, поступила в университет, где и вышла впервые к микрофону на сцену, продемонстрировав выразительный вокал с трехоктавным рабочим диапазоном
1963 - 1967
Первой группой Дженис Джоплин стала Waller Creek Boys, где играл Р. Пауэлл Сент-Джон, писавший песни для 13th Floor Elevators (и позже основавший Mother Earth). Здесь в её голосе и появилась первая хрипотца, позже разросшаяся до неимоверных масштабов. Разрыв со студенческой средой произошёл в январе 63-го. После того, как одна из университетских газет присвоила ей титул «самого страшного из ребят», Дженис собрала вещи и с приятелем по имени Чет Хелмс на попутках отправилась в Сан-Франциско, где очень скоро стала популярной фигурой на «кофейной» сцене выступая с Йормой Кауконеном (позже — гитаристом Jefferson Airplane).
25 июня 1964 года дуэт записал семь блюзовых стандартов («Typewriter Talk», «Trouble In Mind», «Kansas City Blues», «Hesitation Blues», «Nobody Knows You When You’re Down And Out», «Daddy, Daddy, Daddy» и «Long Black Train Blues»), которые позже были выпущены бутлегом («The Typewriter Tape»). В качестве перкуссии здесь была использована пишущая машинка, на которой стучала Маргарита Кауконен.
Первые эксперименты с амфетаминами поначалу помогли певице избавиться — как от депрессии, так и от лишнего веса, но уже через два года она оказалась в реабилитационой клинике, истощенная и опустошенная.
Весной 1966 года старый знакомый Чет Хелмс пригласил Джоплин в Big Brother & the Holding Company — группу, делами которой управлял он сам. Хелмс, один из лидеров хиппи-коммуны Family Dog, владел концертным залом Avalon Ballroom: здесь и обосновался в качестве резидентов ансамбль в составе: Сэм Эндрю (вокал, гитара), Джеймс Герли (гитара), Питер Албин (бас), Дэвид Гетц (ударные) и Дженис Джоплин (вокал).
10 июня 1966 года состоялось первое выступление нового состава группы в «Авалоне». Певица мгновенно установила контакт с аудиторией и тут же сделалась местной звездой. Спустя два месяца Big Brother подписали контракт с независимым лэйблом Mainstream Records и отправилась в студию записывать дебют, который выпущен был лишь год спустя, после того, как Дженис Джоплин произвела фурор на фестивале в Монтерее (июнь 1967 года), где она «привлекла внимание своим необычно сильным и богатым хрипловатым голосом, нервно-энергичной манерой пения». Её выступление с «Ball and Chain» стало центральным эпизодом фильма «Monterey Pop», который и по сей день считается шедевром рок-документалистики.
После фестиваля новый менеджер Алберт Гроссман (который вел также дела Боба Дилана) обеспечил группе котракт с Columbia Records. Mainstream Records все-таки выпустили залежалый (но при этом не вполне доработанный) дебют Big Brother & the Holding Company, который в августе 67-го появился на 60-м месте в списках Биллборда (позже Columbia выкупила права на пластинку и сделала её хитом).
1968 - 1970
16 февраля 1968 года группа начала свое первое турне по Восточному побережью, которое завершилось 7 апреля большим концертом в Нью-Йорке памяти Мартина Лютера Кинга, где также выступили Джими Хендрикс, Бадди Гай, Ричи Хэвенс, Пол Баттерфилд и Алвин Бишоп.
Дженис не назовешь красавицей в привычном смысле слова, но она, несомненно, — секс-символ, пусть и в несколько неожиданной „упаковке". В её голосе соединились душа Бесси Смит, блеск Ареты Фрэнклин, драйв Джеймса Брауна… Взмывая к небесам, этот голос не знает границ и словно бы порождает в себе божественную многоголосицу. - Village Voice, 22 февраля 1968 года о концерте группы в нью-йоркском Anderson Theatre.
В марте 68-го группа приступила к работе над вторым альбомом, Cheap Thrills (первоначальный вариант заголовка: «Dope, Sex and Cheap Thrills» по понятным причинам пришлось сократить). 12 октября того же года пластинка, обложку которой оформил знаменитый в андерграунде карикатурист Роберт Крамб, возглавил списки «Биллборда» и продержался на вершине 8 недель. Способствовал успеху группы в чартах и хит Piece Of My Heart. Live at Winterland ‘68, записанный в зале Winterland Ballroom 12-13 апреля 1968 года также собрал восторженные отзывы прессы.
Едва только альбом уступил место на вершине Джими Хендриксу («Electric Ladyland»), как Джоплин с гитаристом Сэмом Эндрю покинула Big Brother и собрала собственный ансамбль Janis & the Joplinaires, вскоре переименованный в Janis Joplin & Her Kozmic Blues Band. Этот постоянно менявшийся состав просуществовал год, но успел провести европейское турне, завершившееся триумфальным концертом в лондонском Альберт-Холле 21 апреля 1969 года. Летом группа выступила в серии фестивалей (Ньюпорт, Атланта, Новый Орлеан, Вудсток), и её увидели более миллиона зрителей.
В октябре 1969 года I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama! вошёл в первую пятерку «Billboard 200» и вскоре стал золотым. В целом, однако, группа была принята хуже, чем Big Brother. Свой последний концерт она дала 21 декабря 1969 года в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден.
Распустив коллектив, Джоплин собрала The Full Tilt Boogie Band — в основом, из канадских музыкантов (бас-гигитарист Джон Кемпбелл, экс-Pauper, гитарист Джон Тилл, пианист Ричард Белл, органист Кен Пирсон, ударник Кларк Пирсон). В апреле группа собралась на первую репетицию, а в мае дала свои первые выступления (в Сан-Рафаэле, Калифорния). Прежде чем начать летнее турне с The Full Tilt Boogie Band, Дженис 4 апреля 1970 года выступила в концерте-реюнионе с Big Brother & The Holding Company в зале Fillmore West в Сан-Франциско.
Летом 1970 года Джоплин и The Full Tilt Boogie Band приняли участие в суперзвездном канадском турне вместе с The Band и The Grateful Dead. Из-за финансовых неурядиц гастроли пришлось приостановить. Документальные кинокадры выступлений Джоплин были обнародованы лишь спустя тридцать лет после её смерти.
В сентябре Дженис Джоплин с группой приступила к работе над альбомом Pearl, пригласив в студию продюсера Пола А. Ротшильда, прославившегося работой с The Doors. К этому времени она уже катилась вниз по наклонной плоскости, подгоняемая героином и алкоголем, которые лишь усугубляли нараставшую депрессию. 4 октября 1970 года после возлияния в «Барниз Бинери» на Бульваре Санта-Моники, Дженис Джоплин была найдена мертвой в номере отеля «Лэндмарк» - в тот самый день, когда должна была записать вокал к последнему треку альбома, «Buried Alive in the Blues» (буквально: «заживо похороненная в блюзе»). Ей было всего 27 лет. На причину смерти недвусмысленно указывали следы от свежих инъекций. Её последними записями стали «Mercedes Benz» и аудиопоздравление Джону Леннону с днем рождения от 1 октября, которое прибыло к нему в день смерти певицы. Останки Дженис были кремированы и пепел рассеян по калифорнийскому побережью.
1971 -
Вскоре после смерти Дженис Джоплин вышел альбом Pearl. 27 февраля 1971 года пластинка возглавила Billboard 200 и продержалась на вершине 9 недель. Отсюда же вышел и единственный чарт-топпер Дженис Джоплин в Billboard Hot 100 — композиция Криса Кристоферсона «Me and Bobby McGee» (20 марта 1971 года), финальный аккорд стремительной и яркой творческой жизни, оставившей неизгладимый след в истории рок-музыки.
В 1979 г. любимая актриса Джоплин, Бетт Мидлер, сыграла певицу в фильме «Роза» и была представлена за эту роль к премии «Оскар» за лучшую женскую роль. В 1990-х одним из самых популярных бродвейских мюзиклов был «Love, Janis», основанный на биографической книге сестры Дженис. На 2008 год был запланирован выход нового боевика о её судьбе — «Евангелие от Дженис».
Официальный сайт
Дискография:
1968 - Big Brother And The Holding Compani
1968 - Cheap Thills
1969 - I Got Dem Ol` Kozmic Blues Again Mama!
1971 - Pearl
Компиляции:
1999 - Rare Pearls
2001 - Love Janis (Rare Tracks 1963-71)
Скачать видео
Вскоре после смерти Дженис Джоплин вышел альбом Pearl. 27 февраля 1971 года пластинка возглавила Billboard 200 и продержалась на вершине 9 недель. Отсюда же вышел и единственный чарт-топпер Дженис Джоплин в Billboard Hot 100 — композиция Криса Кристоферсона «Me and Bobby McGee» (20 марта 1971 года), финальный аккорд стремительной и яркой творческой жизни, оставившей неизгладимый след в истории рок-музыки.
В 1979 г. любимая актриса Джоплин, Бетт Мидлер, сыграла певицу в фильме «Роза» и была представлена за эту роль к премии «Оскар» за лучшую женскую роль. В 1990-х одним из самых популярных бродвейских мюзиклов был «Love, Janis», основанный на биографической книге сестры Дженис. На 2008 год был запланирован выход нового боевика о её судьбе — «Евангелие от Дженис».
Официальный сайт
Дискография:
1968 - Big Brother And The Holding Compani
1968 - Cheap Thills
1969 - I Got Dem Ol` Kozmic Blues Again Mama!
1971 - Pearl
Компиляции:
1999 - Rare Pearls
2001 - Love Janis (Rare Tracks 1963-71)
Скачать видео