Premiata Forneria Marconi
История будущих PFM начинается с 60-х годов, периода музыки "бит". Пино Фавороло и Тео Теоколи (вокал и гитара) сколотили состав под названием IQuelli ("Те” - т.е. "TheWho” по-итальянски!), к ним вскоре присоединились Франц Ди Чоччо (ударные), Джорджио Пьяцца (бас), Флавио Премоли (клавишные) и Франко Муссида (гитары). IQuelli завоевали немалый успех в Италии главным образом за счёт кавер-версий иностранных хитов и в качестве сессионной бэкинг-группы для таких певцов, как Лючио Баттисти и Фабрицио Де Андре. Иногда ту же работу им приходилось выполнять и живьем, находясь за кулисами, в то время как в лучах славы и прожекторов грелся кто-то еще.

"Мы продолжали играть на танцплощадках, но все большим становилось наше общее желание сменить репертуар и жанр музыки, равно как и интегрировать Мауро в состав. Музыка постепенно менялась, танцевать под наши песни становилось все труднее и труднее, ведь соло-партии росли не по дням, а по часам. Наши новые модели для подражания были найдены в Chicago, KingCrimson, JethroTull, Ekseption и Flock, группы, чья структура песен давала больший простор для аранжировок, импровизаций и демонстрации виртуозности. К тому же мы освободились от нашего старого контракта.” (Ди Чоччо).Переход от развлекательной музыки к арт-року повлек за собой и смену имени. После долгих раздумий была выбрана PremiataForneriaMarconi. "Премированная Булочная Маркони” (примерно как Ордена Ленина Кондитерская Фабрика Большевичка, только с чуть более старомодным звучанием) - магазинчик в городке под названием Chlari (в их родной провинции Brescia), где музыканты часто выступали. Аргументов в пользу выбора такого, мягко говоря, необычного имени было несколько. Во-первых, чем сложнее что-то запомнить, тем труднее его забыть. Во-вторых, владелец булочной, будучи фэном хорошей музыки, немало помог им материально! В-третьих, длинные названия - вообще характерная особенность итальянских прог-групп.
Дебют PFM состоялся в миланском театре Lyric, группа открывала перед Yes (приехавших туда на свои первые итальянские гастроли). Во время этого выступления они исполнили некоторые вещи из репертуара Кинг Кримзон и других известных английских арт-роковых команд того времени. Свой первый шанс показать, насколько хорошо они владеют своими инструментами и насколько прекрасно они подготовлены к концертным выступлениям, музыканты не потратили впустую. С группой немедленно заключила контракт передовая итальянская компания звукозаписи NumeroUno ("Номер Первый”) - эта же фирма выпустила их первый альбом "StoriaDiUnMinuto” в 1971-м. Этот диск был записан в студии вживую!
Еще до его выхода группа сыграла в качестве "разогрева" еще и у таких известных английских музыкантов, как ProcolHarum, BlackWidow и DeepPurple. Вот как вспоминает ДиЧоччо выступление перед DeepPurple.

Теперь мы немного отступим в сторону, чтобы поведать вам об одной немаловажной персоне в рок-музыке. Персона эта - Питер Синфилд, и знаком он вам, скорее всего, по своему участию в первых альбомах Кинг Кримзон. Странные и "завернутые” тексты Питера внесли свою лепту в успех музыки группы, хотя далеко не всем они были по вкусу. Кроме "лирики”, он заведал на концертах светом и звуком. Две творческие натуры, он и Роберт Фрипп, не могли, наверно, продержаться в группе долго, и один из них уходит, чтобы заняться практический той же работой уже в ELP. И неудивительно, что от Грега Лэйка о "находке из Италии” стало известно и Синфилду.
"Я напишу им тексты и займусь продьюсингом”, - решил Питер, - "так как я хочу продолжать в том же духе, что и в первом составе Кинг Кримзон. Их музыка прогрессивна, имеет явный средиземноморский оттенок, и это мне по душе”.
Группа встретила такой поворот судьбы с восторгом. "Нам так нравилась музыка KingCrimson и Питера Синфилда”, делился радостью Мауро Пагани в интервью RollingStone, "а через какой-то год он согласился помочь нам. Можете себе представить!”
Подписанная на ManticoreRecords (лэйбл ELP), PFM засела в студию, чтобы выдать свой первый англоязычный альбом "PhotosofGhosts”. Он попадает прямиком в американский хит-парад Billboard! Группа присутствует на страницах популярных музыкальных журналов и, в общем, переживает творческий и коммерческий пик. Выступления следуют один за другим, в том числе на престижных околоджазовых фестивалях в Монтре и Цюрихе; запомнился также концерт в Ридинге в 1973, где группу активно вызывали на бис, но администрация, ко всеобщему возмущению, отрубила электричество, лишь бы этого не допустить. К тому же PFM стала, по версии MelodyMaker и NME, второй и третьей в списке лучших новых групп года (после Supertramp и Eagles). На обложке самого популярного англоязычного сингла "Celebration” была изображена обнаженная девица, и в Испании диск был выпущен только после того, как ей пририсовали бикини.
Фактически "PhotosofGhosts” был новым альбомом только по текстам. Музыкально это лишь слегка переработанный и дополненный (под ведомом Синфилда) "PerUnAmico”. Также Питер решил сократить название группы до аббревиатуры PFM, мотивируя тем, что все равно англичане безбожно коверкали полную версию имени при каждом удобном случае. Была и обратная сторона медали - постоянные вопросы, а что же все-таки означает "PFM”?
Нежданной проблемой стало и слабое знакомство музыкантов с английским. Вернее сказать, его полное отсутствие. И если Пагани и Премоли кое-как разучили язык, то все остальные не могли обойтись без переводчика, и для того, чтобы спеть слова в студии, группе понадобились две недели.

Следующий альбом, "L'IsolaDiNiente”, вышел в свет в 1974-м. Английский его вариант, "TheWorldBecameTheWorld”, закрепил успех группы за рубежом, в частности, в США, где они выступали в одной концертной программе с Poco, Santana, BeachBoys и другими известными артистами. Это турне, включившее в себя несчитанное множество выступлений на поп-фестивалях, было запечатлено на магнитных лентах и отражено в концертном альбоме "LiveintheUSA” (в Италии диск был назван "Cook").
Альбом вышел в 1975-м уже с Бернардо Ланцетти (из AcquaFragile) на вокале, и завоевал плохую славу в Штатах - главным образом из-за участия группы в римском фестивале в поддержку ООП. (Организация Освобождения Палестины, тогда - террористическая арабская группировка.) Однако музыкальный материал заслуживает куда более лестных слов. После турне в Японии Мауро Пагани покидает группу из идеологических соображений.
Очередной диск "JetLag" (1977) был более ориентирован в сторону джаз-рока, нежели любой из его предшественников, в частности, благодаря участию скрипача Грегори Блок (из состава Марка Алмонда и It’sABeautifulDay).
Ещё через год выходит в свет "Passpartu” (1978), на котором тексты песен были написаны поп-композитором Джианфранко Манфреди. Альбом подвёл ожидания многих и остался почти незамеченным среди любителей арт-рока. Затем Ланцетти уходит, чтобы сосредоточиться на соло-карьере, в то время как новым скрипачом становится Луччио Фабри.
В 1979 году группа (с добавлением Роберто Коломбо на клавишных) отправляется ещё в одно турне вместе с Фабрицио Де Андре (одним из самых известных поп-певцов того времени) - музыка группы дополняла атмосферу выступления Де Андре и вполне уживалась с его поэзией, что было запечатлено на концертном альбоме "DeAndreePFMinConcerto" (насчитывающем 10 песен) и "DeAndreePFMinConcertovol.2" (второй части, выпущенной благодаря успеху первой).
Однако по прошествии более 10 лет с момента выпуска их последнего альбома PFM воссоединяются в своём почти первоначальном составе: Ди Чоччо, Дживас, Муссида и Премоли, представив слушателям 4 дисковую антологию концертных выступлений "PFM 10 annilive - 1971-"Идея о реюнионе витала в воздухе”, - отвечает на вопрос причинах решения выступать вновь живьем Муссида. - "Франц, которого мы зовем хранителем духа Рембрандта, пытался это сделать много лет назад, но у меня тогда было дел невпроворот - мои альбомы, школа и многое другое. А в прошлые два года я нашел такую возможность, я завершил все, что хотел завершить, и вновь вошел в группу. Так и состоялся "реюнион”.”
В составе мы не видим Мауро Пагани - вот как Муссида это прокомментировал. "Мауро дал нам очень много в плане текстов, энергетики, но с точки зрения и композиции ему всегда было тесно в рамках группы, и, по правде говоря, Флавио и я постоянно его ограничивали. В какой-то момент он сказал, что хочет выразить себя как-то иначе, и он продолжает это делать и сейчас. Мы с ним до сих пор - большие друзья. Никаких проблем! Мы идем по своей дороге, как артисты, он - по своей”. Не планируется и работа с Ланцетти или каким-либо еще "выделенным” вокалистом.
Новый концептуальный опус "Ulysse” вышел 24 aпреля