Для начала давайте разберёмся в терминологии.
Экле́ктика (греч. εκλεκτός, «избранный, отборный», от греч. εκλέγω, «выбирать, отбирать, избирать») — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их искусственном соединении. Термин введён в употребление во II веке родоначальником философской школы эклектизма Потамоном. Эклектизм (от греч. εκλέγω «избираю») — направление в философии, старающееся построить систему путём сочетания различных, признаваемых истинными, положений, заимствованных из разнообразных философских систем. Подобные вещи имеют место в архитектуре, существует так называемый архитектурный эклектизм. В религии, это явление получило определение как религиозный синкретизм. По отношению к прогрессивной музыке, термин «эклектический» описывает суммирование элементов привнесённых из различных стилей, веяний, течений и жанров (и не только музыкальных). Сама прогрессивная музыка целиком может нести определение как эклектическая, по отношению к рок-музыке вообще. Тем не менее, при определении целого ряда групп в эту категорию, играют роль факторы их исключительности, даже в этом жанре. Van Der Graaf Generator, King Crimson, Gentle Giant, Gnidrolog, Curved Air, Yezda Urfa, Utopia, Traffic, Vita Nova, Sky, The Flock, Catapilla, Bubu и многие-многие другие. Из приведённого списка следует, что это не только вневременная категория, но ещё она не ограничена и каким-то одним континентом. Творческая деятельность многих предложенных вашему вниманию групп, начиналась ещё в конце 60-ых - начале 70-ых годов, некоторые, попавшие в этот список коллективы, живы до настоящих дней. Большинство коллективов имеют отношение к Британским островам, но не редки группы с этим определением из Европы, и обеих Америк. До сих пор требует переосмысления творческая деятельность многочисленных итальянских и французских музыкальных проектов.
Многие определения относящиеся к прогрессивной музыке вообще, естественно подходят к определению Eclectic Prog:
а) удлинение композиций, благодаря чему у них появляются сложные мелодии и гармонии, а так же, часто появляются составные отдельные части произведения;
б) концептуальные – посвящённые выбранной теме альбомы, повествование в которых разворачивается и длиться, а иногда и продолжается в следующих работах;
в) поэзия, уходящая от традиционных тем развлекательной музыки и злободневности и тяготеющая к философски-мировоззренческим «вечным темам», фантастической и фентезийной тематике;
г) стремление не только к «синтезу искусств», выражающемуся в продуманном оформлении сценических выступлений и издаваемых альбомов, но и ещё более глубокому синтезу, например: искусства и науки, искусства и футуристики, искусства и технологий, и прочее. Что часто приводит к пониманию, как очень глубоко-индивидуального личного , стиля музыки, приписываемого одному-единственному коллективу или исполнителю в мире. Что в свою очередь не исключает появления последователей или адептов данного направления.
д) индивидуальное переосмысление искусства предыдущих эпох и, даже, попытки заглянуть в будущее.
Из написанного выше, можно сделать вывод о том, что данный стиль не является конечным определением. Расплывчатость термина и разнородность коллективов, говорит о том, что переосмысление их творческого пути будет продолжаться, благодаря чему, возможно возникновение новых категорий для их определения, что происходит уже сейчас. Коллективы помещённые в эту категорию, настолько различны между собой, а количество их последователей и продолжателей так многочисленно, что уже неоднократно встречаются попытки обозначить более чёткие границы. Например, вы могли встретить такие определения как «кримзоидность», «флюидность» или «во флойдовских» (традициях) , «атмосферность». Что это, как не попытка дать более узкую характеристику по отношению к данной категории и прогрессивной музыке, вообще?
Eclectic Prog