ИСТОРИЯ В начале, как известно, было Слово. Рок же в Армении появился в середине 60-х прошлого века. Как утверждает Артемий Троицкий, "тогда в республике активно выступали десятки групп, многие из которых отличал высокий исполнительский уровень. Лидером сцены
считалось хард-роковое трио "1+2" ".
"1+2" в 1970 г. основал юный виртуозный гитарист Борис Андреасян, большой поклонник "The
Beatles" и "Cream". C "1+2" выступали Александр Градский, Левон Севан и Армен Чалдранян. Сам Андреасян встречался и играл с Владимиром Высоцким (1970) и Би Би Кингом (1979) во время их ереванских гастролей. Особо выделялась также группа "Аракялнер" Артура Месчяна, в песнях которой чувствовались печальные отзвуки армянской духовной музыки, а необычные для рока
глубокофилософские тексты отражали трагическую судьбу Армении. Именно такая музыка
чаще всего у слушателя ассоциируется с понятием "армянский рок" (одной из первых в СССР, еще в 1967 г. группа спела собственные песни на родном языке, представив их также в Москве и в Тарту).
В стиле биг-бит играли ВИА "Еразохнер" п/у студента ЕПИ Ерванда Ерзнкяна (образован в
1965 г.: по преданию, первая рок-группа в Армении), "Ампроп", "Вулкан", "Ардзаганк", "Калейдоскоп" и другие. На сцене "зеленого" зала ЕПИ в начале 1970-х группе "Аракялнер" сменил фолк-роковый квартет "Аревацаг". Развитию рок-музыки в республике способствовали первые в СССР регулярные междугородные рок-фестивали, организованные Рафиком Мкртчяном в ереванском дворце "Динамо" в 1968-1972 гг.. На концертах принимали участие лучшие исполнители Москвы, Ленинграда, Прибалтики и Украины. Особой популярностью у публики тогда пользовались певец Левон Севан и московские "Скоморохи" с Александром Градским. На концертах "даже милиционеры танцевали твист в проходах между рядами, а потом
восторженная публика несла музыкантов три километра до гостиницы" (А. Градский), и как позже напишут критики, "не будет большим преувеличением сказать, что в то время Ереван был центром всесоюзной рок-тусовки" (Рок-музыка в СССР, 1990). Первая супер-группа в СССР (группа так и называлась - "Супер") была набрана тем же Мкртчяном - специально для
участия в Ереванском фестивале эстрадной песни 1972 г., по методу сборной Москвы: Сергей Грачев (вокал, "Лучшие годы"), Леонид Бергер (вокал, "Орфей", "Веселые ребята"), Сергей Дюжиков (гитара, "Скифы"), Игорь Саульский (клавиши, "Лучшие Годы, Скоморохи"), Виктор Дегтярев(бас, "Скифы") и Юрий Фокин (ударные, "Скоморохи", "Цветы").
Но позже, в результате целенаправленных гонений на рок, картина изменилась до неузнаваемости. С ареста Мкртчяна началось угасание первой волны советского рока, многие рок-музыканты как в Ереване, так и в Москве, перешли в профессиональные ВИА. Во второй половине 1970-х центром рок-событий стал Ереванский велотрек: там проходили концерты многих советских и восточно-европейских рок-исполнителей ("Магнетик Бэнд", "Puhdys", Чеслав Немен и другие). В 1981-ом, усилиями Стаса Намина в Ереване был проведен международный
поп-рок фестиваль (первый в Союзе, на который приехали группы из Англии, Голландии и т.д.). Фестиваль длился с 12 часов дня до 2 ночи, имел большой успех, а журнал "Times" назвал ее "ереванским Вудстоком". В результате группа Намина "Цветы" была изгнана из
Армении. Популярные группы тех времен - "Сардер", "Идея" и "Меломаны", постепенно распались.
Состояние изменилось лишь с наступлением эпохи перестройки. Появились многочисленные интересные рок-группы." "Новоромантическая" группа "Олис" с успехом выступила на вильнюсской "Литуанике-86". "Металлический" "Аспарез" принял участие в "Рок-панораме- 87" и
"Хэви-Саммер" в Таллинне. Группа "Айас" привлекла внимание экспертов интересным сочетанием тяжелого рока и традиций армянской духовной музыки" ("Рок в СССР", 1990).
Созданная в 1982 г. группа "Аспарез" исполняла хэви-металл на армянском. В ее состав входили: Армен Тороян(гитара, музыкальный руководитель), Юрий Маилян (соло-гитара), Виталий
Демурчян (соло-гитара), Гагик Тороян (бас-гитара), Давид Оганджанян (барабаны), Гарик Мартиросян (вокал) и Артур Митинян (клавиши). В 1989 г. фирма "Мелодия" выпустила альбом группы "Аспарез" - "Анафема". Митинян позже создал собственную группу "Айас", а Маилян уехал в Москву, где ныне известен как один из лучших соло-гитаристов. С лидером "Айаса" Артуром Митиняном, кстати, выпускником двух консерваторий, связано множество легенд: кроме неслыханных металло-арийских гимнов 1986-94 гг., он написал классические произведения, оперу и рок-балет на основе песен "The Beatles".
В числе бесспорных фаворитов того времени- также "Тесилк", "Ралли" Ара Геворгяна (поп-рок), "Ван" (джаз-рок), "Максимум" с Артуром Саакяном и "Эллипс" (хард-рок). Группа "Тесилк" была основана Хачатуром Мелекяном и Арутом Стамболяном, но особой популярности она достигла после прихода в 1986 г. харизматичного рок-музыканта и певца-композитора Арно Манасаряна (род. 1960). Группа (первая из кооперативных в Армении) с успехом записывалась на радио, выступала в городах Армении и СССР (с 1988 г. также вместе с музыкантами "Бамбира"). После распада группы Манасарян продолжал сольную карьеру, сотрудничал с группой "Тарерк" и вместе с Алисой Калантарян вел авторскую телепередачу "Алис-А", которая за смелые политические высказывания ведущих в 1996 г. была закрыта, а Манасарян уехал в Россию, где сделал успешную карьеру. Группа "Эллипс" была сформирована в 1986 г. и летом того же года в составе Арам Петросян (уд.), Рачия Григорян (бас), Степан Беружанян (гит.), Родион Ванян (клав.) и Рома Мхитарян (вокал), выступила в Латвии. Несмотря (а возможно, и благодаря) на запреты со стороны властей, "Эллипс" стал одним из известнейших коллективов в Армении. С 1986 г. группа выступала в многочисленных рок фестивалях, включая всесоюзные "Патриотическую песню" (1986) и "За Свободу!" (1991), и республиканский "Рок, рок, рок" (1988). Позже музыканты группы участвовали в Арцахской освободительной войне, также давая редкие концерты.
Собственные армяно-язычные песни, инструментальные соло, нарушение ритмической последовательности и узнаваемый стиль помогли росту популярности группы "36,6"- лауреата проведенной в СКК Еревана "Рок-панорамы" и всесоюзного телефестиваля "Товарищ песня". Ядро "36.6" составляли Артур Григорян (соло-гит.), Армен Григорян (вок.) и Григор
Казарян (клав.).
Еще одним видным участником рок-фестивалей и телемарафонов второй половины 1980-х - начала 1990-х (СКК Еревана, стадион «Раздан», Cисианские фестивали, "Rock For Freedom"-1992)
являлась команда "Терра Инкогнита". "Востан Айоц" сделали успешную попытку возвратиться к национальным истокам, о чем говорит и само название- колыбель армян. Надо отдать должное лидеру группы Арегу Назаряну, который оказал огромное влияние на все дальнейшее развитие армянского рока.
Современные аранжировки народной музыки представляла группа "Бамбир" из Ленинакана (ныне- Гюмри). Созданная еще в 1978-ом, до спитакского землетрясения группа оставалась практически неизвестной.
Духовным наследником Артура Месчяна и группы "Аракялнер" стал Ваан Арцруни. Уже почти два десятилетия он непрерывно остается одним из самых интересных и неординарных рок-музыкантов Армении. Тут нелишне вспомнить о незабываемых выступлениях вокалиста (тогда еще- экс) "Deep Purple" Яна Гиллана в мае 1990 г., когда рядом с ним и его группой
"Gillan" играли армянские музыканты (кстати, Гиллан выступил инициатором благотворительного концерта в помощь пострадавшим от землетрясения Спитака и записи пластинки "Rock Aid Armenia", по мнению западной прессы, "самого лучшего сборника всех времен и народов", в который вошли песни в исполнении "ELP", "Deep Purple", "Rainbow", "Genesis", "Yes", "Whitesnake", " Black Sabbath", "Iron Maiden" и т.д.).
К сожалению, тяжелое социально-экономическое положение помешало эволюции рок-музыки в
Армении. Но, несмотря на это, некоторые заметные рок-концерты все же произошли: после длительного перерыва на родине с "Аракялнер-90" выступил Артур Месчян, позже- группа "Крематорий" (в рамках фестиваля "Гаудеамус-3", собравшего воедино бесспорных фаворитов того периода- "Востан Айоц", "Empyray" (хард-рок) и "Strangers" (арт-рок, блюз) ), а
летом 1997 г. в Ереване были поставлены 2 рок-оперы- "Иисус Христос-Суперзвезда", которую самобытный американский состав исполнил с помощью армянских коллег, и "Этот пестрый мир" барда Эдуарда Зорикяна.
Наиболее значимым стал следующий год. В июне в Центре Новаторского Экспериментального Искусства проходит сенсационный рок-фестиваль "RockNPAK" с более чем 20 участниками, играющими самую разную музыку- от рок-н-ролла до альтернативы. Среди них- "Востан Айоц",
"НААС", "Empyray", "Hieronymus Bosch", излишне "откровенный" панковский "Ass Kissers", "Alter Ego", "Art D'Artist" (блюзовый "one man band", чем-то напоминающий Хендрикса) и фолк-роковый "Лав Эли" с хитом "Увидел Тебя На Небесах" (автор песен, гитарист и вокалист группы Гор Мхитарян в 2002-ом выпустил сольный CD). Фестиваль длился до поздней ночи и благодаря
яркому исполнительскому составу и приятной атмосфере, навсегда запомнился присутствующим.
Из остальных рок-фестивалей отметим "Концерт звезд" в летнем зале к/т "Москва" ("Востан Айоц", "Бамбир","Empyray" и др.), а также- "Эребуни-Ереван 2780", где сыграли молодые группы- "НААС" Норайра Казаряна, "Alter Ego", "Игла", "Алк" и "Tush миаворум". Последний показал необычное хэппининговое шоу и зарекомендовал себя как одну из лучших альтернативных команд региона. Зритель с восторгом
принял также мелодичные хард-роковые композиции группы "НААС" на армянском
языке. И хотя в 1999-ом в Ереване наконец-то открылся рок-клуб, общий спад был очевиден.
Как и прежде, своими регулярными концертами в Камерном театре продолжал радовать Ваан Арцруни- наверное, самый активный рок-музыкант Армении.
Кроме этого, год 2001-й выделился разве что фестивалем "Love Summer", да удачной премьерой рок-оперы "Григорий Просветитель", приуроченной к 1700-летию принятия христианства Арменией. Но именно тогда зародилось множество новых групп самых разных направлений,
в том числе- проект "Artsruni", христианский "Астцо Банак", "Ginny Style"
Самвела Цовака, "Сард", "Инцест", "Арамазд". После долговременного отсутствия на родину
вернулась группа "MDP", в 1990-е пробравшаяся на российский, а точнее- ростовский,
рынок. Достойным продолжателем старого доброго "Dumbarton Oaks" стала группа "Oaksenham", арт-роковое открытие последнего времени. Многие из этих
групп, а также "Бамбир-2" (молодое поколение "бамбировцев"), "Лав Эли", "Empyray" и другие, стали участниками двух больших рок-фестивалей- "Firewall" и "MinD Power", прошедших соответственно в октябре и декабре 2003 г. в зале кукольного театра Еревана.
Однако более ощутимое оживление рок-сцены пришлось на вторую половину 2000-х, во
многом благодаря повышению исполнительского и организаторского профессионализма. Появились новые интересные группы ("Strife", "Sworn", "Dogma", "Dorians", "The Beautified Project", "Nairi"), по-новому зазвучали легендарные группы прошлого - "Айас", "Эллипс", "Тесилк" и
"Empyray", регулярно организуются концерты зарубежных рок-исполнителей ("Jethro Tull", Алан Парсонс, "Uriah Heep", Ян Гиллан, "Deep Purple", Серж Танкян, Ян Андерсон и другие) в Ереване.
Оригинал статьи находится здесь