Morton Feldman
Дата рождения 12 января 1926
Место рождения Нью-Йорк
Дата смерти 3 сентября 1987
Место смерти Буффало
Страна Соединённые Штаты Америки
Профессии композитор, педагог, пианист Мортон Фельдман (Фелдман,Фельдмэн,англ. Morton Feldman; * 12 января 1926 в Нью-Йорке; † 3 сентября 1987 в Буффало,шт.Нью-Йорк) - американский композитор и педагог. Биография
Фельдман родился 12 января 1926 года в Нью-Йорке. Родители будущего композитора были русско-еврейскими эмигрантами,владельцами прачечных и текстильных магазинов, в которых работал (а позже продолжал семейный бизнес до приглашения преподавать в Университет Буффало) молодой Мортон. Свое музыкальное образование Фельдман получил у замечательных музыкантов, связанных - что тоже очень примечательно - с Ферруччо Бузони. Учительницей фортепиано Фельдмана была некая мадам Вера Морина(Маурина)-Пресс, учившаяся у Бузони, а также знакомая А.Н.Скрябина. Первым учителем композиции был американский композитор получивший образование в Европе - Уоллингфорд Риггер. Риггер вместе с Кауэллом были из окружения Айвза, и являлись самыми радикальными американскими "модернистами" своего времени. Следующим учителем Фелдмана стал Штефан Вольпе - ученик светил Европы начала XX века: Шрекера, Юона, Бузони и Веберна! Вольпе был не просто замечательным педагогом (среди его учеников - Ч.Вуоринен и Д.Тудор), но довольно сильным и интересным композитором, восхищавшим своим творчеством такого титана, как Эллиотт Картер. Учась у Вольпе, Мортон Фелдман пишет музыку близкую "нововенцам". Характерны фортепианные "Illusions"(1948).
В один из вечеров 1950 года Димитрис Митропулос в Карнеги-холл исполнял Симфонию ор.21 Антона Веберна и "Симфонические танцы" Сергея Рахманинова. После исполнения Веберна из зала вышли 2 взволнованных человека,потрясенные этой музыкой. Это были Джон Кейдж и Мортон Фельдман, ставшие с того вечера друзьями. Днем Мортон работал у своих родителей и дяди (все тот же бизнес), а ближе к ночи ходил на встречи к Кейджу, где собирались художники и поэты. Фелдман там познакомился и сблизился с художниками - представителями "абстрактного экспрессионизма" - Филиппом Густоном (Филипп Гольдштейн) и Джексоном Поллоком. Из поэтов - с Фрэнком О'Хара.
В 1976 году Фелдман познакомился с семидесятилетним классиком ирландской литературы - Сэмюэлем Беккетом. Случилось это так: Фельдман вошел в Берлинский Театр Шиллера, и, будучи очень близоруким, зайдя в темный театр стал спотыкаться, увидев Беккета. Оказалось, что они оба не очень любят оперу... и решили создать оперу (антиоперу?). Беккет написал либретто, а Фелдман, естественно, музыку. Опера «Neither» написана для сопрано и оркестра. Длительность этой оперы впечатляет - менее 50 минут. Все бы ничего, но как известно, 2й квартет Фелдмана длится 6 часов, а самые короткие миниатюры - минимум минут пять... Стоит отметить, что Фелдман часто давал названия такого рода: "Фортепиано", "Флейта и оркестр","Джону Кейджу","Сэмуэлю Беккету" (а оперу можно было бы назвать "Сопрано и оркестр") и .т.п. Беккет ценил музыку Фелдмана, и у них была ещё одна совместная работа для радио. А последним оркестровым сочинением Мортона Фелдмана было "Сэмюэлю Беккету". Так же Беккет попросил его написать музыку к его «Cascando», но нового сотрудничества не произошло из-за смерти Фельдмана в 1987 году.
По воспоминаниям, Фельдман, несмотря на свою тихую и углубленную в себя музыку, был очень общительным человеком, и даже поговаривают, его живой интерес к женщинам был взаимным. Он довольно много путешествовал, был большим коллекционером ковров. Фельдмана стали приглашать вести курсы в Дармштадте, где он однажды вдруг всех поразил, сказав: "Люди, которых вы считаете консервативными, могли быть действительно радикальными" - и начал напевать 5ю симфонию Сибелиуса.
Бизнес его семьи и родственников принес большой доход, и в конце жизни Фелдман стал обладателем довольно большого состояния, которое он часто тратил на бедных композиторов и художников. В 1973 году Фельдмана пригласили преподавать в Университет Буффало (шт.Нью-Йорк), где Фельдман и проработал до самой смерти. Среди его учеников: Джулиус Истмэн - наделенный большим талантом, но не очень счастливой судьбой композитор, пианист и вокалист(участвовал в записях сценических сочинений П.М.Дэвиса), Бунита Маркус и жена Фелдмана - композитор Барбара Монк.
Стиль
К началу 50х начинает формироваться оригинальный и узнаваемый фельдмановский стиль. Обилие повторов (обычно чуть-чуть изменяющихся), хроматизированные гармонии, неожиданные паузы. Уже с ранних сочинений 50-х преобладание piano и pianissimo, forte - очень большое событие. Интересно и в отношении формы: музыка состоит как бы из кусочков, которые чередуются и чуть-чуть изменяются. Т.е. это можно примерно представить так: a-a1-a-a-пауза-b-b-пауза-b-b-b-пауза-a1-пауза-b-a-a-c-a3-пауза-b2-c-c1-c3-g-g-пауза-a-g1... Этот каждый "кусочек" - а можно это было бы назвать и "моментом" в штокхаузеновском понимании, но у Фельдмана они, все-таки, вновь появляются и даже развиваются; можно найти общее и с паттернами - некий комплекс звуков, обычно вертикально изложенных (либо одновременно взятый аккорд, либо разложенный, арпеджированный). Стоит отметить, что, в основном, звуковысотное положение данного "кусочка" (момента) не меняется, за исключением переноса на октаву (есть, кончено, и др. исключения). Все основные изменения - во времени, в ритме. Однако у него есть много сочинений (до 70х), где этого ничего почти нет, но сохраняются (это уже его "лицо") чисто фельдмановские созвучия, неопределенные ритм и метр, отсутствие частых (а есть и вообще все на ppp) динамических изменений. Фельдман пребывает как бы в поисках какого-то созвучия, и находя его, автор, как и слушатель ,ощущает некое чудо. Так же хочется скачать о минимализме. В принципе, Фельдмана можно причислить к минималистам: повторы с незначительными изменениями, медитативность. С другой стороны, от таких американских минималистов, как Райх и Райли Фелдмана отличает: 1) почти полное отсутствие диатоники, торжество хроматики; 2) аккордовый склад, сонорика; 3) совершенно другие стилистические и образные ассоциации. Вообще, наверное, Фелдман - представитель "абстрактного экспрессионизма" в музыке (напомню художников: Поллок, Ротко, Густон - с ними Фельдман общался с 1950 года). В сочинениях 50х применяет графическую нотацию(цикл пьес для различных инструментов Projections).
Фельдман думал производить музыку более "направленную", естественную, в некотором значении анонимную, раскрытую для импровизации, создавать физически ощутимый мир звучания. Отвергая стандартную нотную графику, он изобрел личную систему визуального воссоздания звукоряда, дающую потенциал музыкантам избирать ноты из предложенного регистра, играть фрагменты с той длительностью, которую считали необходимой или импровизировать. Следствием стала серия сочинений, часто расцениваемых, как весьма спорные и недоступные для познания обыкновенной массой; над Фельдманом иронизировали из-за его стремления создавать "неподписанную" музыку, делая ее при этом абсолютно узнаваемой. В конце 60х сочинитель идет обратно к более точным формам нотной графики.
Обычной музыкой это назвать сложно и если есть желание раздвинуть рамки сознания...но лучше дождаться весны,при ярком солнце будет не так грустно слушать.
Morton Feldman-Violin fnd String Quartet-2001.rar
Доступно только для пользователей